![]() | ![]() | |||||||||
Обжорки и малоежки - решение проблемы.
Анна Рудова
Как ни странно, но и маленькие малоежки и обжорки появляются в результате одной и той же родительской ошибки. Каждый ребенок рождается с достаточным аппетитом для поддержания здоровья, но 90% мам считают, что их ребенок недоедает, и постоянно стараются запихнуть в ребёнка как можно больше еды. Желание откормить чадо, во что б это ни стало, находится в крови русских женщин, как отголосок генетической памяти о длительных периодах голода, которые случались в истории нашей страны. Отсюда и стремление в праздник заставить стол обильными закусками, отсюда и удовольствие от созерцания кушающего с аппетитом малыша. Кроме случаев болезни, аппетит не пропадает сам собой. И ни с того ни с сего не становится огромным. Механизм правильного питания таков: когда ребёнок чувствует голод, он ест столько, сколько хочет, чтобы голод погас. Если ребёнка заставлять есть тогда, когда он не хочет, или же больше, чем требует его организм, то организм утрачивает природный механизм саморегуляции. Так ребёнок перестаёт доверять своему биологическому механизму и не распознаёт, когда он голоден, а когда сыт. В результате ребёнок или начинает есть много и беспорядочно (это ведёт к ожирению), или же у него начинается неприятие пищи (вот вам и малоежка). Когда ребёнку от двух до пяти лет, в семьях разыгрываются самые неистовые «кухонные» стычки, но истоки этой «войны» заложены раньше. Еще в младенчестве мать пытается заставить ребенка выпить молока больше, чем он хочет, и гордостью хвастает, что за последний месяц младенчик прибавил в весе килограмм. Но толстый младенец – это не синоним «здоровый младенец». В реальности стройные малютки раньше начинают сидеть, стоять, делать первые шаги и всегда чуть-чуть опережают в развитии упитанных сверстников. Но если мама неуверенна в себе, то у неё в голове складывается цепкий стереотип: я плохая мама, если мой ребёнок не может перегнать по весу соседского Петечку. Подстёгивают эту неуверенность в себе мнительные педиатры, начиная стращать: в этом месяце младенец прибавил только 300 граммов, это мало! У вас, мамочка, плохое молоко, срочно начинайте докармливать смесью! Поговорим отдельно о российских врачах. Большинство врачей достались нашим детям по наследству от СССР или же обучались сторонниками ещё той, советской педиатрии. В ту эпоху на детей бездумно переносились исследования, проведённые на лабораторных животных. Академик Павлов выяснил, что если собак кормить по строгому расписанию, то через некоторый период к привычному времени у собак начинал вырабатываться желудочный сок. Стремление партии обеспечить управляемость людей привело к тому, что было решено в рамках всей страны вырастить детей, которые будут желать есть только в определённые часы. К тому же было необходимо ещё в младенческом возрасте разбить тесную эмоциональную связь между матерью и младенцем, ведь женщина должна была как можно скорее оставить ребёнка в яслях и ринуться на построение коммунизма. Отсюда появилась советская педиатрическая доктрина, предписывающая: раннее отлучение от груди, ранний перевод ребёнка на взрослую пищу, режимное кормление днём, отказ от ночного вскармливания. Однако ребёнок не может приравниваться к лабораторной собаке хотя бы по тому, что на его аппетит влияет множество таких сторонних факторов, как школьные нагрузки, занятия спортом, стресс от двойки за контрольную и т.д. Как минимум до полугода никаких допаиваний водичкой или докармливаний ребёнку не надо. Единственное условие – прикладывать к груди по первому требованию, кормить и днём, и ночью, чтобы сохранить здоровый аппетит и эмоциональную связь матери и крохи. Если ваш четырёхмесячный кроха упорно вываливает из рта пюрешку из кабачков, это не упрямство, а естественное противостояние организма чужеродной пище. Природа даёт нам сигнал, когда организм малютки готов пробовать микрокусочки твёрдой пищи – это прорезывание первых зубов. Наиболее прогрессивным и оправданным с точки зрения физиологии малыша является метод «педагогического прикорма», согласно которому мама иногда даёт ребёнку прямо со своей тарелки мини-дозы еды, при условии, что её пища натуральна. Каждый день ребёнок знакомится понемногу с взрослой пищей, количество съеденного увеличивается, а животик постепенно учится переваривать её. Если педагогический прикорм начат в 6 месяцев, то только к году одно кормление практически полностью заменяется на взрослую пищу. Ещё один период, когда родители бессознательно портят аппетит малыша – это время прорезывания или смены зубов, когда ребёнок испытывает дискомфорт от распухших дёсен. Если мама продолжает впихивать ложечку за папу-маму-кошку Мурку, то ребёнок начинает бояться есть, ведь процесс кормления теперь ассоциируется с болью. Дети шести-восьмилетнего возраста также страдают во время смены зубов, а младшие школьники после неудачного опыта посещения стоматолога часто скрывают болезненность поражённого кариесом зуба. Поэтому постарайтесь хотя бы через день во время чистки зубов заглядывать ребёнку в рот, чтобы проверить, не набухли ли дёсны, не шатается ли какой-то зубик и не появилась ли в зубе дырка. Если так, стоит позволить ребёнку есть меньше, а также убрать из рациона твёрдые продукты. Когда вас сильно беспокоит недостаточный аппетит вашего чада, проконсультируйтесь с врачом. Если врач не находит признаков заболевания, то сначала успокойтесь. Истории человечества не известны случаи, чтобы ребенок в возрасте до 11 лет умер, сознательно отказавшись от приема пищи. Ваша цель - не запихнуть любыми путями в ребёнка еду, а создать ему условия, в которых он сам захочет есть. Для начала в течение двух дней методично записывайте, сколько и когда он съел, чтобы выяснить, действительно ли ребёнок недоедает. По жалобам мамы пятилетний Игорёк совсем ничего не ел, хотя на меня он не произвёл впечатления недокормыша, да и энергии в нём было, хоть отбавляй. Я посоветовала маме методично записывать всё, что съедает сын в течение дня. Вот пример записи одного типичного утра: «8.30. завтрак – йогурт и кусочек сыра, 200 гр. сока. 9.30 –половина среднего по размеру яблока. 10.00 – съел у бабушки (она завтракала) кусочек хлеба с колбасой, выпил полчашки сладкого чая. 11.00-12.30. во время прогулки съел 2 печенки, немного хлебной корки, взятой для голубей, около 250 гр. компота из термоса, пожевал 2 жвачки. 12.45 – пока ждал обед, съел полморковки. 13.00. обед. Съел с уговорами две ложки супа и закатил истерику». Если собрать все эти перекусы в единый список, то по объёмам выйдет полноценный обед. Удивительно ли, что ребёнок после этого не хочет суп? Взрослые сами провоцируют ребёнка к кусочничеству. Ребёнок капризничает в магазине, мы покупаем жвачку, чтобы он только замолчал. На прогулку берём печенье из опасения, что ребёнок проголодается. Даже если проголодается, то что? До дома дойти не сможет от упадка сил? Решение проблемы лежит на поверхности. Надо в промежутках между едой не давать никаких лакомств и сладких напитков. Если ребёнку трудно делать большие перерывы между завтраком-обедом-ужином, разбейте питание на 6-7 стадий. Пусть у вас будет 2 завтрака, обед, полдник и два ужина. Но в перерывах между едой вы ребёнку ничего не даёте. Когда аппетит ребёнка вернётся в норму, вы опять сможете давать между приёмами пищи перекусить. Но не печенье и газировку, а что-то полезное – свежую ягоду, веточку петрушки, пол-яблока, морковку. Старайтесь ни под каким видом не обсуждать при ребенке его аппетит, будто вас это перестало интересовать. Начните возврат аппетита с той пищи, которая ребенку особенно нравится. В течение 2-3 месяцев кормите его только его любимой пищей, стараясь, чтобы его питание было как можно более полноценным, и совсем не предлагайте ему нелюбимые продукты. До еды спросите, что он хочет: картошку с котлеткой или макароны с сосиской. Вы не спрашиваете, хочет ли он есть или нет. Вы не предлагаете выбрать что угодно, а ограничиваете его выбор 2 его любимыми блюдами. Можно хоть каждый день давать ребёнку любимую пищу, если её приготовление не создаёт временных и денежных неудобств маме. Постарайтесь, чтобы из любви к ребёнку у вас не возникла такая картина: «умный» Витя уминает телячью отбивную, а «глупый» папа давится магазинными пельменями. Итак, ваш хитрец выбрал, скажем, макароны с сосиской. Поставьте перед ребенком еду, не произносите ни слова и уберите ее через 30 минут независимо от того, сколько он съел. Не хвалите, когда поел хорошо. Не ругайте, когда поел плохо. Пусть ребенок прислушивается к своим ощущениям сытости и голода, а не вашим представлениям о его ощущениях. Пусть ребенок съест четыре порции одного блюда и совсем не ест другого, если ему так хочется. Если он не хочет супа, а хочет десерт, дайте его с таким видом, как будто вы не видите в этом ничего особенного. Не надо шантажировать ребёнка: «Получишь компот, только если съешь весь суп». Не наказывайте из-за еды, не угрожайте лишить прогулки или похода в театр. Не стоит превращать процесс питания в образец «хорошего поведения». Родители не должны настаивать, чтобы ребенок с плохим аппетитом «только попробовал» пищу, к которой он относится подозрительно. Наверное, вы сами не любите и потому не едите некоторые продукты (тушёную капусту, лук, молоко, рыбу). И чем же ваш малыш хуже вас или ваших друзей? Дети откровенно не понимают, почему мама с фальшивой улыбкой твердит, что кашка вкусная, хотя она склизкая и пресная. И почему бабушка пытается запихнуть в него молоко с омерзительными пенками, а сама его не пьёт. Если ваш ребёнок будет вынужден съесть то, к чему он испытывает отвращение, это уменьшает его шансы изменить свое отношение к нелюбимому блюду. Кроме того, никогда не заставляйте малоежку есть то, от чего он отказался в предыдущий раз. Это может привести к потере аппетита. Предположим, в течение недели вы оставляли вашу вредину на 30 минут наедине с вкусной едой, но она не притрагивалась к ней. Тогда постепенно, в течение 3-4 дней, уменьшите её обычную порцию наполовину. Небольшой голод обязательно сломит упорство при условии, что вы ведете себя тактично. Если ребёнок оставил часть еды на тарелке, не поддавайтесь желанию докормить его с ложечки. Когда мама кормит с ложечки, она всегда засовывает в ребёнка несколько лишних ложек (всё та же генетическая программа «у меня появился шанс откормить»). Ребёнка старше 2 лет вообще не надо кормить с ложки, чтобы научить есть самостоятельно. Если же ребёнок очень устал и попросит вас покормить его, дайте ему 3-4 ложки еды, а затем скажите: «Ну, теперь хватит. Я думаю, ты сыт. Если нет – поешь сам». Не хочет – уберите еду. Я специально останавливаюсь на этой ситуации, так как очень хорошо знаю, что мама, которая слишком долго кормила ребёнка с ложечки и, наконец, позволила ему есть самостоятельно, испытывает огромное искушение снова покормить его, как только у него временно пропадет аппетит или он заболеет. И тогда приходится всё начать сначала. Разумеется, родители не должны устраивать из еды цирк. То есть, не надо рассказывать ребёнку во время обеда сказку, включать мультфильмы, устраивать представление за каждую ложку пищи, кормить за папу-маму и остальную родню или обещать конфетку за пустую тарелку. Эффект уговоров кратковременный, потому что родителям приходится увеличивать подкуп, чтобы получить тот же результат. Такие родители кончают тем, что разыгрывают часовой спектакль за пять ложек каши. Конечно, мама может рассказать сказку во время еды или включить телевизор, если в семье так заведено, и это напрямую не связывается с тем, насколько хорошо ест ребенок. Другими словами, поставьте себе за правило: вообще не просить ребенка есть. Иногда дети становятся очень разборчивыми в еде. Лизуля-капризуля, как её прозвали родители, хотела только белый хлеб, макароны, сосиски, апельсины и морковку с сахаром. Мама Лизули очень переживала, что ребёнок не получает всех необходимых витаминов, и ей рисовались всякие ужасы вроде недостатка роста, низкого гемоглобина и плохих зубов. В таком случае родителям было рекомендовано на первых порах давать только то, что хочет есть девочка. Например, банан и кусочек хлеба на завтрак, сардельку, макароны и апельсин - на обед и снова сосиски с хлебом и морковку на ужин. Если Лиза просила добавки любимой пищи, ей давали. Две недели девочка питалась только комбинациями из любимых продуктов, и – ничего более. Постепенно у Лизы снизилась тревожность относительно того, что сейчас опять будут запихивать в неё то, что она не хочет. Через две недели она уже с нетерпением ждала часа приема пищи. Тогда к любимому рациону начали добавлять пару чайных ложек другой еды. К сосиске- пару ложек горошка, к апельсину - кусочек яблока и так далее. Если Лиза не притрагивалась к новой еде, мама спокойно убирала тарелку. Однако понемногу Лиза начала пробовать понемногу и другую еду кроме любимой. Через месяц рацион Лизы значительно увеличился, а через три она ела уже практически всё. Используя данный метод, не форсируйте события, как бы того не требовало материнское сердце. Если ребёнок не притронулся к добавленной пище, попытайтесь предложить её еще раз недели через две, а пока попробуйте какой-нибудь другой продукт. Как часто вам следует прибавлять новые блюда в меню ребенка, зависит от того, как улучшается его аппетит. Постепенно вы нащупаете, какие ещё продукты готов есть малыш. Тогда вы продолжаете кормить его только тем, что ему нравится, но рацион понемногу расширяется. Если ребёнок дома ничего не ест, хотя в гостях и в детском саду ест с удовольствием, то постарайтесь стать более самокритичной в отношении своих кулинарных способностей и научиться готовить что-то иное. Однажды мне встретилась семья, в которой родители придерживались строгой вегетарианской диеты. Родители не учли, что ребёнок не обязан воплощать в жизнь родительский идеал о «здоровом сбалансированном питании». Вкусовые рецепторы детей совершенно другие, нежели у взрослых, а есть из стремления к мифическому очищению организма ребёнок не может. Восьмилетняя Маша измучила маму. Перед обедом мама спрашивала, что хочет дочка. «Сосиску!»- отвечала Маша, но получив сосиску, тут же кривилась: «Нет, не хочу, дай рыбку!» Мама судорожно подогревала рыбку, а Маша продолжала: «Фу, она плохо пахнет, нарежь колбаски – как это, нет колбаски? Сходи в магазин». Мама неслась в магазин за колбаской, лишь бы юная привереда поела. Но получив колбасу, девочка опять капризничала: « Фи, я такую не ем, свари макароны…»
Ключевые слова: Обсуждение в форуме "Мама и малыш. Саратов"Обжорки и малоежки - решение проблемы. 05.07.2010 09:53 mama.sarbc Оценить статьюСтатьи на эту тему
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Перейти в рубрику
Ребенок от 1 до 3 лет. Статьи
, Ребенок от 3 до 7 лет. Статьи
|
![]() | ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ | ![]() |
3 полезных совета по оформлению детской комнаты
Одной из самых сложных задач при разработке интерьера остается создание дизайна детской комнаты. Сложностей несколько: во-первых, часто не хватает места для размещения всех нужных предметов; во-вторых, предпочтения малыша слишком быстро меняются, поэтому нужно выбрать вариант, который будет устраивает его хотя бы 2-3 года.
Выделяйте зоны
Ребенку легче организовать свой день, если в его о ...
Как получить кредит с доставкой курьером
В период длительного карантина может возникнуть необходимость в улучшении финансового положения семьи. С одной стороны, потребности в продуктах, лекарствах, средствах гигиены не уменьшаются, а увеличиваются, так как все члены семьи находятся дома. С другой, из-за невозможности выполнять работу и, соответственно, получать зарплату, кормильцы вынуждены искать альтернативы для покрытия этих потре ...
|
![]() | ОРГАНИЗАЦИИ | ![]() |