Синдром дефицита внимания с гиперактивностью бич 21 века. Что делать?

Самое распространенное современное психоневрологическое расстройство и причина плохого поведения детей - это СДВГ. Непослушание, трудности в обучении, во взаимоотношениях с окружающими, заниженная самооценка-всё это симптомы дефицита внимания, а не невоспитанности ребенка! Про таких детей обычно говорят – «он не умеет себя вести», «ни секунды не сидит на месте», «у него ужасный подчерк», «плохая память» и т.д. 
Диагноз СДВГ ставят обычно года в три - когда признаки СДВГ едва уловимы родителями, но зато их уже увидел невролог. Родители начинают замечать неладное в поведении ребенка после шести лет и в младшей школе. Нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность, неусидчивость, забывчивость, выкрикивания с места в классе - ребенок просто не может это контролировать. Он ни в чем не виноват! И это не вы его плохо воспитали, так он растет. Нет смысла браться за ремень-это не только не поможет, но и усугубит поведение ребенка. Причины СДВГ - возможно это генетические факторы, особенности строения мозга, родовые травмы, инфекции, перенесенные в раннем возрасте и др.

Основные признаки СДВГ:
1.    Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2.    Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3.    Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.
4.    Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5.    Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6.    Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7.    Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
8.    Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
9.    Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
10.    Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
11.    Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
12.    Часто бывает болтливым.
13.    Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
14.    Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
15.    Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым.
Что делать?
СДВГ – не болезнь и таблетками ее не вылечить.  Единственное, чем можно облегчить жизнь ребенка – это научиться самим правильно и спокойно реагировать на его поведение. Нормализовать психологическую обстановку в семье, избегать конфликтных ситуаций, не повышать голос, прививать ребенку навыки аккуратности и самоорганизации, помогать ребенку, научиться контролировать свои эмоции, установить контакт с учителями и родителями одноклассников, повышать самооценку ребенка, внушать ему уверенность в себе, хвалить за любые успехи в учебе.
Дома необходимо поддерживать четкий распорядок дня, систему поощрений- ограничений, не допускать переутомления ребенка. Очень полезны физические нагрузки и ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Поощряйте любые стремления и увлечения (шахматы, чтение и т.п.), как можно больше уделяйте ребенку внимание.
Игры- задания, направленные на оказание помощи ребенку с СДВГ в освоении учебного материала. Можно выполнять самостоятельно, с помощью родителей, учителя, психолога.
Задание «Ассоциативный ковер»
ЦЕЛЬ: обогащение словарного запаса, развитие воображения, гибкости и беглости дивергентного мышления, создание положительного эмоционального отношения к уроку.
СОДЕРЖАНИЕ: ученик называет и записывает на чистом листе или на доске одно существительное (например, «яблоко»). Затем он придумывает два слова, которые, на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например, «зеленое» и «сад»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им слов-ассоциаций (например, «зеленое» - «покрывало», «растение»; «сад» - «заброшенный», «фрукты») и т.д. Упражнение можно провести один-два раза в течение недели, можно сделать его определенным ритуалом начала урока, можно, придумав цепочку слов, вернуться к ее продолжению через день, два, неделю. Также упражнение может служить разминкой перед каким-либо видом работы (например, перед написанием сочинения) или отдельным этапом индивидуальной коррекционной работы.
РЕКОМЕНДАЦИИ: при работе с учащимися с низким уровнем готовности к систематическому изучению грамматики и орфографии выбор слов-ассоциаций не ограничивается учителем (это могут быть существительные, глаголы, прилагательные и др.). По мере изучения теоретического курса можно вводить дополнительные условия: все слова должны относиться только к категории существительных; все использованные ребенком глаголы должны быть только настоящего времени и т.д. Могут быть оговорены дополнительные ограничения: использовать ассоциации только по смежности, по сходству, по контрасту.
Задание «Сочинение – 4 минуты» (А.М. Ильин)
ЦЕЛЬ: развитие воображения, гибкости и беглости мышления, волевой регуляции, ориентации во времени, умения четко формулировать свои мысли, создание положительного эмоционального настроя к написанию сочинения.
СОДЕРЖАНИЕ: учитель просит учащихся назвать два существительных, а затем весь класс в течение четырех минут пишет мини-сочинение ровно из четырех предложений с использованием названных слов.
По окончании времени написания сочинения учитель предлагает желающим прочитать свою работу. Когда сочинения прочитают 5-6 человек, можно переходить к другим упражнениям.
РЕКОМЕНДАЦИИ: данное упражнение помогает учителю учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Так, если оно повторяется из урока в урок и становится ритуалом, тревожные ученики на первых этапах могут не читать вслух свои сочинения, а только выполнять письменно работу. Гиперактивные дети, испытывающие потребность в двигательной и речевой активности, получают возможность в числе первых представить классу результаты своего труда.
Как показывает практика, подобный вид работы способствует развитию речи, умения писать сочинения. После проведения подобной работы в течение длительного времени у учащихся повышается мотивация к выполнению этого вида работы, снижается тревожность.
Задание «Я - звезда» (А.К. Колеченко)
ЦЕЛЬ: формирование позитивной Я-концепции, повышение самооценки, развитие мотивации достижения, снижение уровня тревожности.
СОДЕРЖАНИЕ: каждый ученик выбирает известного литературного героя (исторического деятеля, политика, артиста и др.) и в течение 2-3 минут произносит монолог от его имени, высказывая при этом точку зрения на различные события (в стране, в мире, в школе), чувства и эмоции. Остальные учащиеся пытаются отгадать, чей образ моделирует выступающий. Удачные фразы, движения могут быть отмечены аплодисментами присутствующих.
РЕКОМЕНДАЦИИ: это задание может выполняться группой учеников, в этом случае прозвучит диалог известных литературных героев или будет разыграна ситуация с их участием. Выполнение задания способствует повышению самооценки учащихся, выступающих в роли статусных фигур, общепризнанных в обществе.
Задание «Тихий ответ»
ЦЕЛЬ: снижение уровня тревожности, формирование уверенного поведения учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ: учитель формулирует вопрос, на который все учащиеся должны дать краткий письменный ответ в тетради, затем он проходит по классу, наклоняясь к некоторым ученикам. Они тихо, шепотом сообщают учителю ответ. Процесс опроса продолжается столько, сколько требуется учителю.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполнение задания позволяет учесть индивидуальные особенности некоторых учеников. Например, учитель может подойти в первую очередь к импульсивному ребенку (чтобы он реализовал потребность в вербальном взаимодействии), затем – к рефлексивному и т.д. Кроме того, подобный опрос способствует решению проблемы разнотемповости мыслительной деятельности учащихся, формируя доверительные отношения учащихся с учителем.
Игра «Обмани глаза» (М.С. Рузина)
Дети повторяют только те движения, которые видят, не обращая внимания на слова ведущего, который иногда специально делает ошибку.

Ключевые слова:
- синдром гиперактивности
- синдром дефецита внимания

Оценить статью

Статьи на эту тему
  • Трогательная история маленькой крохи
    Эта малышка с фотографии родилась в больнице в East Surrey в Англии на 16 недель раньше, чем положено, т.е. на 24-й неделе беременности. Каковы шансы у такого ребенка остаться в живых? Очень, очень маленькие. Этой крохе английские врачи давали только 5% шансов на выживание. И тогда ее папа решил, что будет каждый день фотографировать, как его дочь борется за жизнь. Он увековечил не только радостные, но и тяжелые моменты, и получилась очень трогательная история маленькой крохи, которая выжила вопреки всему
  • Шизофрения у детей. Симптомы и формы
    Существует несколько теорий возникновения детской шизофрении, но наиболее распространенная – наследственная. Диагностировать шизофренический процесс у детей дошкольного и младшего школьного возраста гораздо труднее, чем у взрослых, так как из за еще формирующейся детской психики симптомы заболевания кажутся сглаженными и неясными.
  • Алкоголь и дети
    Мы все хотим иметь здоровых детей и когда наконец решаем стать родителями мы начинаем обследоваться, ограничивать употребление вредных веществ и вскоре приступаем к зачатию. Выполняем все врачебные рекомендации, правильно питаемся, оставляем вредные привычки. Всё хорошо, но откуда же берутся тогда больные дети? Ведь огромная доля таких детей рождается как ни странно казалось бы в вполне благополучных семьях...
  • Дети с ВИЧ-инфекцией
    Проблема ВИЧ-инфекции все разрастается, а мы все продолжаем стереотипно мыслить и жить предрассудками думая, что ВИЧ передается воздушно-капельным путем. От носителей этой инфекции как бы это прискорбно не звучало я лично шарахнулась бы как от огня. Одно упоминание уже пугает. И что самое ужасное, что страдают не только взрослые, но и дети. Дети, брошенные в пекло людской беспечности и ошибок. Дети, расплачивающиеся за своих родителей. В особенности дети-отказники с ВИЧ. Таких детей не усыновляют, их даже боятся брать на руки.
  • Синдром Аспергера-гениальный синдром
    Что мы знаем о гениальности? Чем отличаются гениальные дети от обычных? Чёткой грани нет. Да и к тому же почти всегда выдающиеся способности и интеллектуальная одарённость теснейшим образом переплетаются с так называемыми психическими отклонениями, дисфункциями восприятия окружающего мира, расстройствами различных областей. Дети, гениальные в одной сфере деятельности крайне плохо ориентируются в другой. Как правило это вызывает трудности. По большей части социальные, которые проявляются в трёх основных областях. Это - социальное взаимодействие в обществе, социальное воображение и социальная коммуникация. Их часто называют «триадой нарушений» или синдромом Аспергера.
0
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

Ребенка с задержкой речи направили в СПЕЦ школу?
Мама Тимофея — миловидная задумчивая женщина. Вспоминает: «В 2 года мы считали, что Тимофей просто подвижный ребенок. В 3 года соседка успокаивала меня: что мальчик заговорит позже. Когда ему исполнилось 4, я стала бить тревогу, что мой сын не разговаривает, как его сверстники. Мы пошли к неврологу, целый год старательно пили ноотропы, которые нам назначили, выполняли все реком ...
Ребенка с задержкой речи направили в СПЕЦ школу?
Мама Тимофея — миловидная задумчивая женщина. Вспоминает: «В 2 года мы считали, что Тимофей просто подвижный ребенок. В 3 года соседка успокаивала меня: что мальчик заговорит позже. Когда ему исполнилось 4, я стала бить тревогу, что мой сын не разговаривает, как его сверстники. Мы пошли к неврологу, целый год старательно пили ноотропы, которые нам назначили, выполняли все реком ...

СТАТЬИ - МАМА И МАЛЫШ

ОРГАНИЗАЦИИ

ПОИСК ПО СТАТЬЯМ

НОВОСТИ