Развитие ребенка: связь мышления и речи. Часть II

Рудова Анна Серегевна, кандидат психол. наук, дефектолог, психолог, психотерапевт
Директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и студи инновационного развития «Арлекин».

Развитие ребенка: связь мышления и речи. Часть IIРебёнок 6,5-8 лет.
Около 7 лет в речи закрепляется правильное употребление союза «но». У детей 4-5 лет употребление союза «но» носит характер удивления. Например, папа обещал ребёнку, что за хорошее поведение поведёт в кафе, но сын видит, что они идут мимо кафе. Ребёнок замечает: «Папа-кафе! (констатация факта, но папа продолжает идти мимо) Но папа, я же вёл себя хорошо!»
Или ещё примеры:
«Но что это?», «Но я это не ем!»
В подобных фразах «но» не носит характер противопоставления, это противоречие с тем, что ожидал ребёнок. Именно в около 7 лет (от 6 до 8) в речи ребёнка происходит трансформация, когда «но» начинает служить для противопоставления, для исключения из причинных и следственных связей.
«Я хочу пойти гулять, но мама не пускает», « Я бы съела кашу, но только не гречневую!»
Что же в это время происходит с рисунками ребёнка? Если мышление ребёнка развивается гармонично, то кошка будет максимально приближена к настоящей в меру художественных способностей ребёнка, и она уже не будет «висеть в воздухе», а ребёнок нарисует землю или крышу, забор, а, возможно, ещё и мышку в норке или миску с молочком. Так в рисунке проявляются те знания о предмете и его качествах, свойствах, которые уже известны ребёнку. «Волшебные» составляющие рисунка будут постепенно смягчаться и пропадать. Кошка будет нарисована с вполне реалистичными лапами, мордой и в привычной для кошки позе и обстановке. Кошка будет природного цвета- рыжая, серая или полосатая.

Недаром при тестировании детей перед школой их часто просят нарисовать, например, человека. Если ребёнок в 6,5 лет нарисует в стиле «наив», не соблюдая пропорции, рисуя 10 пальцев на каждой руке, а также забудет нарисовать одежду или, например, уши, психолог сделает заключение об инфантилизме и недостаточной зрелости ребёнка. Серия рисунков может выявить отставание в развитии мышления и ребёнку будет рекомендовано пойти в школу не в этом году, а в следующем. Отмечу ещё раз, что уровень знаний ребёнка может быть высоким – ребёнок умеет читать, считать, но эмоционально-волевые и психические компоненты отставать в развитии.

Рисование в младших классах- один из самых важных методов развития детей. Недаром сейчас рисование проникло во все предметы – ребёнку требуется нарисовать осенние листья на Окружающем мире, раскрасить правильное число квадратиков на математике, обвести по точкам Винни Пуха на русском языке в прописях и т.д.

Ребёнку 10-12 лет.
Лет с десяти ребёнок уже не просто говорит, а использует в речи скрытые послания и сложные связки выводов, которые не произносятся, а совершаются в мозгу и опускаются в речи. И он, видя всю ту же кошку на снегу, может сказать так:
«Смотрите, кошка лежит на снегу, хотя она не такая уж и пушистая».
Данной фразой ребёнок показал, что его мышление за доли секунды совершило сложные логические расстановки:
«На улице морозная погода. Животные не мёрзнут из-за шерсти. Чем пушистее шерсть – тем теплее животному. А эта кошка по сравнению с теми, которых я уже когда-то видел, не такая уж и пушистая, однако она лежит на снегу и, судя по всему, не мёрзнет. Это удивительно». И вот такие длинные логические размышления, пролетев в долю секунды в голове и даже не осознанные сознанием в полной мере, выводятся ребёнком в виде фразы: «Смотрите, кошка лежит на снегу, хотя она не такая уж и пушистая».

Выраженное противоречие, то есть, логическое несоответствие, выражается в речи с помощью союзов подчинения: «хотя», «несмотря на», «всё-таки». К подобному стилю речи ребёнок в состоянии перейти только тогда, когда аналитические функции мозга сформированы окончательно.

То есть, окончательно речь формируется только к 11-12 годам, к тому возрасту, когда ребёнок становится способным к формальному мышлению, к такому типу мышления, когда ребёнок прибегает общим суждениям, допускаемым для управления ходом рассуждений. Соответственно, задержку речевого развития можно выявить и у ребёнка в возрасте 11-12 лет, чья речь, вроде бы, уже достаточно сформирована по путанице в применении союзов противоречия.

Употребление слов «всё-таки, не иначе, однако, вероятно, конечно же, разумеется, хотя, взаимно, несмотря на, исходя из» и т.п. являются признаком развитости высших логических функций. Именно поэтому люди, старающиеся казаться более умными, чем есть на самом деле, стараются вставлять эти слова и связки в речь в самых неподходящих местах. Например, проанализируйте фразы «Я поехал на метро, всё-таки на улице пробки» (ошибочное употребление «всё-таки» вместо «так как»), «Я дам тебе пять рублей, всё-таки ты вёл себя хорошо» («всё-таки» вместо «потому что»). «И назначили на эту должность не иначе как Петрова» («не иначе» вместо «именно»).

Как будут проявляться особенности мышления и речи в рисовании? Вряд ли ребёнок станет рисовать кошку, если только он не учится в художественной школе и нему не дали такое задание в школе. В возрасте 10-12 лет рисование приобретает социально-гендерное направление. Мальчишки будут рисовать, если это для себя, а не по заданию, типичные рисунки согласно своим интересам – роботов, героев просмотренных фильмов, рисунки военных сражений, машины. Согласно этим рисункам можно увидеть круг интересов и психическое состояние ребёнка. Девочки же сосредоточатся на рисовании нарядов, цветов, украшений и символов. Мальчики пока ещё по развитию мышления прямолинейны, а девочки уже пытаются оставлять на бумаге завуалированные понятия – сердечки, голубков.

Что нам даёт вышесказанное?
Речь ребёнка с точки зрения составления фраз меняется в прямой зависимости от того, как развивается мышление ребёнка. На построение фразологически правильной речи влияет как возраст ребёнка, так и отстуствие/присутствие осознания логических связей между событиями, присутствие/отсутсвие дедукции высшего порядка.

Формировать правильную грамматическую речь и стимулировать развитие мышления мы может не только через стандартные логопедические упражнения, но и через творческую составляющую. Помните, что для ребёнка язык – это не система обозначений предметов, это создание новой вербальной реальности, которая накладывается на чувственную реальность, а не механически точно отображает её. Поэтому арттерапия и рисование, как таковое, помогают формированию речи и понятийного аппарата.

Развитие ребенка: связь мышления и речи. Часть IIДля развития ребёнка, его мышления и речи, вы можете использовать, например, такие художественно-эстетические задания:
• Для малышей- составить изображение предмета или животного из 2-3 частей.
• Для детей от 4 лет – дорисовать вторую половинку симметричного предмета, когда на картинке нарисована лишь одна часть. Причём это задание можно использовать вплоть до взрослого возраста, меняя сложность картинки.
• Ребёнку предлагается образец и похожая картинка, на которой не хватает каких-то деталей. Ребёнку нужно дополнить незаконченную картинку, дорисовав недостающие элементы.
• Выполнение любых заданий по методикам Никитина «Сложи узор» и «Уникуб».
• Дополнение незаконченных образов – дорисовать, чего не хватает: на картинке даны мишка без лапы, чайник без ручки, стул без одной ножки, машина без колёс, человек без носа.
• Выполнение заданий с палочками и спичками – создание картинки по образцу или дополнение недостающих деталей Дети 3 лет могут докладывать 1 недостающую спичку в составленной педагогом фигуре, дети 4-5 лет – составлять по образцу, а дети 7 лет – самостоятельно стараться создать отображение реального предмета, а также выполнять трансформация картинок (переместив 2 спички, сделать из «стула» «стол» и т.п.).
• Обучение нестандартной классификации. Например, предложите ребёнку 8-10 лет выделить лишний предмет из такого ряда: морковь, репа, огурец, лук. Сложно? Совсем нет, если попросить ребёнка нарисовать, как растут эти овощи. И получится, что только огурец на кусте, а остальное – под землёй.

Чем похожи и чем отличаются, скажем, трава и дерево? Задайте этот вопрос ребёнку 5 лет и получите маловразумительные ответы и попытки показать жестами. Но мышление и речь можно подстегнуть. Попросите – нарисуй дерево. Нарисуй траву. Что у них похожее ты нарисовал? А что разное?
• Проблемное рисование. Попросите ребёнка нарисовать чудо-зверя из волшебной сказки. Но зверя надо не только нарисовать, а объяснить, почему он такой. Добрый или злой? что ест? Живёт в норе или на скале, в воде, на дереве? С кем дружит? Как кричит – лает, фыркает или, может, пыхтит? Чем покрыта его шкура – перьями, чешуёй, пластинами, шерстью? А связалось ли это с тем, где живёт зверь? Если он живёт на дереве, то как туда попадает? У него когти или копыта? А рога есть?...

Слушая рассуждения ребёнка, вы поймёте, в какой из сфер его познания явно хромают. Заодно сможете оценить психическое состояние ребёнка – если перед вами на листе страшный зубастый монстр с когтями и рогами, покрытый шипами и питающийся кошками, то не пора ли сократить компьютерные баталии или пересмотреть взаимоотношения с ребёнком?

• На картинке весёлая девочка и несколько разных предметов – воздушный шарик, мишка без лапы, порванное испачканное платье, торт, шприц и таблетки, красивая кукла. Задание – соедини линией девочку с теми предметами, которые её могли так обрадовать.
• на картинке мальчик, заглядывающий под камень. Задание – дорисуй, что мальчик нашёл под камнем (Ёжиак? Жучка? Монетку? Цветочек? Гномика?) Или, например, нарисуйте малиновую девочку с сиреневой собакой, а ребёнку надо дорисовать на том же листе и пояснить – куда они идут, зачем, почему они такого цвета. Может, они сделаны из леденца и живёт в конфетной стране? А может, это такая болезнь, и они спешат к доктору?
• На картинке сидящие птички, разбросанные в разных частях листа. Нарисуй, на чём они сидят (это может быть и лестница. И дерево, и просто поле в проекции…)
• на картинке испуганная девочка. Задание- дорисуй, чего испугалась девочка.
• Рисование эмоции. Ребёнка просят нарисовать, что хочет, при этом включается плавная печальная музыка, потом лист меняют на новый, а музыку- на бравурную и ритмичную. Потом ребёнка спрашивают, почему рисунки отличаются? Какие чувства и образы вызвала первая и вторая мелодия?
• Аналогично - рисунок настроения. Ребёнку дают спонж (губочку на палочке для удержания) и краски. Тычками, мазками и линиями, но не изображением предмета, ребёнок должен передать своё настроение от просмотра какой-то картинки, обсуждения сказки, прослушанного стиха или песни.
• Поиск образа. Ребёнку дают лист, на котором хаотично нарисованы линии и фигуры. Ребёнку нужно вплести эти линии в свою идею и дорисовать так, чтобы получился связный рисунок.

Ключевые слова:
- раннее развитие
- развитие ребенка
- мышление и речь
- задержка речевого развития

Обсуждение в форуме "Мама и малыш. Саратов"

Развитие ребенка: связь мышления и речи. Часть II

  • Ребёнок 6,5-8 лет.Около 7 лет в речи закрепляется правильное употребление союза «но». У детей 4-5 лет употребление союза «но» носит характер удивления. Например, папа обещал ре
    30.01.2011 10:25 – mama.sarbc
  • Да, я согласна, что все это нужно развивать с детства. Но и не поздно во взрослом возрасте http://bitly.com/s9bZhh
    15.12.2011 01:04 – Таисия
  • Оценить статью

    Статьи на эту тему
    • 5 детских книг о лете
      Анна Ремез "Волны ходят по четыре" Эта повесть в виде коротких зарисовок рассказывает нам об отдыхе одной семьи в Крыму. Мама, папа и маленькая девочка заняты делами, знакомыми курортникам, — купаются, загорают, возятся в песке, покупают кукурузу. Но во всех этих событиях, описанных от лица девочки, столько жизни и детской непосредственности! Повесть написана простым, бесхитростным языком, мы видим детскую радость от простых вещей — катания на качелях, подходящих для купания волнах, а еще удивительное объединяющее слово «семьяне», которое придумал папа.У нас, читателей этой книги, есть возможность окунуться в детство вместе с ребенком, увидеть мир детским незамыленным взглядом...
    • 8 типов интеллекта Г. Гарднера
      Знаменитый американский психолог и специалист в области клинической психологии Говард Гарднер (известный автор понятия «множественный интеллект») пришел к выводу, что человеческий интеллект можно разделить условно на 8 типов
    • Оригинальные идеи дизайна детских комнат
      Когда дело касается оформления детской комнаты-фантазии есть где разгуляться! Множество разнообразных вариантов дизайна вы можете найти в интернете или выдумать самостоятельно. Мы подобрали для вас несколько классических вариантов оформления в супергеройском стиле, для будущих космонавтов, капитанов и конечно для маленьких принцесс.
    • Поучительные фильмы для мальчиков с характером
      Вспоминаем, какие фильмы смотрели наши ребята - Человек паук, Железный человек, Гари Поттер, Черепашки ниндзя, Перси Джексон…Что объединяет их все? Правильно, это пустота. Понятно, что страна, которая не имеет героев, достойных подражания - выдумывает их для своих детей. Но ведь нашим то детям есть, кому и чему подражать! Поступкам наших великих героев-защитников, космонавтам, спортсменам, да и просто достойным людям, которые сумели справиться с самым трудным врагом - самим собой. Чем мы сами наполняем своих детей - то потом из них и выплескивается. Давайте предложим им замечательные фильмы со смыслом. Фильмы о трудностях жизни, доброте, совести, дружбе и стойкости...
    • 5 новогодних книг, которые вы еще не читали
      С какими сказками у нас ассоциируются обычно новогодние праздники? Снежная королева,Щелкунчик,12 месяцев. Бесспорно, это великолепные сказки,но это уже всем известная классика. Хочется чего то новенького! Представляем вам пять новых книг,которые обязательно понравятся вам и вашим детям!
    0
    0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

    Перейти в рубрику Ребенок от 7 до 12 лет. Статьи

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    Вызов мастера эпиляции на дом - наводим красоту когда и где угодно
    Слякоть и холода, снег и мороз, удаленное расположение салона – вот основные причины того, что услуга вызова специалиста по эпиляции на дом становится все более популярной в нашей стране буквально с каждым днем. Преимущества избавления от волос на теле именно при помощи воска давно оценили миллионы женщин по всему миру, в том числе и в нашей стране. Доступная цена, отличный результат, продо ...

    СТАТЬИ - МАМА И МАЛЫШ

    ОРГАНИЗАЦИИ

    ПОИСК ПО СТАТЬЯМ

    НОВОСТИ