Развитие ребенка: связь мышления и речи. Часть I

Рудова Анна Серегевна, кандидат психол. наук, дефектолог, психолог, психотерапевт,
Директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и студи инновационного развития «Арлекин».

Я рисую слово, я рисую мысли
Речь ребёнка от года до 2 лет - это повторение слогов и слов, то есть, эхолалия. Ребёнок сначала повторяет их ради удовольствия, без целенаправленности и не пытаясь вызвать ответ. До этого момента большинство родителей не подозревают, что у детей может быть задержка речевого развития. У большинства детей к двум годам появляется монологическая речь, эти дети говорят короткими фразами из 2-3 слов. К 2,5 годам внимательные родители начинают обращать внимание, что «наш-то по-прежнему только «мама» и «папа» выговаривает, а соседская Машенька уже стишки Барто наизусть шпарит»… Бывает и по-другому. Ребёнок заговорил, и понимает абсолютно всё, но вот его речь в пять лет состоит из коротких рубленых фраз. Так почему же ему ставят не задержка речевого, а психоречевого развития? Дело в том, что задержка речевого развития- это не проблемы с произношением, как ошибочно думают дилетанты-родители. Ребёнок в пять лет, по норме, может не выговаривать 10-13 звуков. Развитие речи тесно связано с развитием мышления.

Часто к нам в студию «Арлекин» приводят ребёнка, и мама с порога заявляет «научите говорить». Начинаются занятия. Но проходит месяц, два, и мама возмущённо заявляет: «зачем вы учите ребёнка всем этим глупостям – кубики, рисование каких-то там цветочков и усов котам. Я же для развития РЕЧИ его приводила!?» Почему-то в головах родителей складывается ошибочное мнение, что речь можно развивать, не развивая мышление.

Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Слово - это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, то есть слово – это продукт мышления.

Как же родители могут воздействовать на развитие связки речь-мышление?

Посмотрим на это с позиции… рисунка ребёнка. Представим, что Ребёнок видит кошку, сидящую на снегу.

Развитие ребенка: связь мышления и речи. Часть IДвухлетний ребёнок говорит: «Киса - мяу-мяу! Киса бай-бай»
Двухлетний ребёнок просто констатирует факт – озвучивает, что видит. Ребёнок ни к кому не обращается, не пытается вызвать ответную реакцию. Если взрослый хочет наладить диалог, то ведущая роль – у взрослого. Ребёнок проговаривает имеющиеся знания, не делая логических связок: вот кошка. Кошка говорит мяу-мяу. И в его облегчённой речи эта часть озвучивания ситуации выглядит как «киса – мяу-мяу!». Ребёнок пока ещё упрощает то, что видит: кошка лежит, значит, она спит. Вот вам и «киса – бай-бай».

Если ребёнка попросить нарисовать кошку, то это будет, беспорядочное смешение линий, в которых ничего нельзя угадать, потому что у ребёнка мышление ещё не видит связки, только учится анализировать. Разбитие картинки на детали, поиск взаимосвязей – это ещё не то, что может двухлетний малыш. Развивая речь и мышление ребёнка, можно говорить с ним, заниматься по пособиям, а можно… рисовать!

Покажите кошку, обратите внимание на детали, которые из-за недостаточной развитости мышления ускользнули от ребёнка. Помогите ребёнку нарисовать пальчиковыми красками круглый животик, пальцами поставить тполосочки на теле кошки, фломастером нарисовать усы. Сделайте из пластилина глазки, соберите пальцы ребёнка в щепотку и пальчиковой краской ставьте на листе отпечатки – это кошка бежит по снегу – топ-топ-топ. Снег – брррр, холодный! Кошечка замёрзла. Вырежьте из цветной бумаги листик (это будет одеялко) и укройте киску на рисунке. Скажи киске – «бай-бай, спи, киска!»

Аналогично можно каждый день выбирать какой-то предмет и рисовать, развивая понятие ребёнка цветов, формы, природных явлений и остального. Так через первичное рисование будет развиваться и мышление, и речь.


Трёхлетний ребёнок говорит: "Мама, смотри, киса лежит. Красивая киса, чёрная. Она гуляет".
Речь ребёнка в 3 года грамматически более насыщена, она уже имеет направленность – обратить внимание другого человека на событие. Однако ребёнок ещё по уровню психического развития не готов вступать в обсуждения и делать сложные логические выводы. Он их делает сам и сообщает. Но некоторые логические связки уже производятся – хотя кошка лежит, это для трёхлетки уже не означает, что она спит, ведь у кошки поднята голова и раскрыты глаза. Пока ещё такие выводы не всегда логичны.

У ребёнка всё просто - если кошка не спит, значит, гуляет. При этом употребление связующих наречий вроде «потому что» встречается в этом возрасте ещё не всегда, так как употребление таких связок требует развитой связи между полушариями мозга хорошее логическое мышление. Если мама не согласится с ребёнком, предложив своё рассмотрение ситуации, например, скажет, что кошка ждёт тут свою хозяйку, ребёнок, скорее всего, согласится. Мыслительный процесс ещё очень мобилен, а речевое недоразвитие не позволяет отстаивать своё мнение. Проще согласиться.

С точки зрения творческого подхода в норме в этом возрасте начинается время «головоногов». Поэтому киса может быть похожа на колобок с множеством пап и хвостом. Ребёнок уже учится анализу и синтезу. Теперь он улавливает, что предметы могут дробиться на составляющие части (у кошки есть лапы, хвост, усы), а также может сделать синтез – из частей попытаться составить целое. Именно сейчас пришло время предложить ребёнку первые паззлы, сборные из частей конструкторы.

Особенность мышления, так ярко проявившаяся в рисовании - в предметах, так и в обращённой к нему речи, ребёнок видит только отдельные детали, а не всю картину. Поэтому и о том, что перед нами на рисунке о кошке можно догадаться только по отдельным признакам вроде хвоста.
Если вы выбрали художественно-эстетический метод развития ребёнка, пришло время познакомить вашего малыша с ориентацией в пространстве (кошка сидит на снегу ПОД деревом), начать учить сравнивать предметы (кошка маленькая, а девочка рядом- большая. Куст низкий, а дерево- высокое. Можно углубить знания цветовой палитры – голубой, розовый. На рисунке могут проявиться и математические познания – кошка на рисунке ОДНА, а снежинок из пайеток можно наклеить МНОГО.

Развитие ребенка: связь мышления и речи. Часть IIЧетырёх-пятилетка говорит: «Смотри, мама, какая красивая чёрная кошка! Она лежит, потому что гуляла и устала. Мама, а у кисы лапки не мёрзнут?»
В этом возрасте в норме ребёнок уже не просто говорит, фиксируя факты, а делает обобщения и логические выводы. И, если не может найти простого решения, спрашивает у собеседника. Это время «почемучки», ребёнок ежеминутно расширяет свои познания и словарный запас.
Мышление ребёнка осваивает логику.. Если вы развивали творческое мышление ребёнка , ему гораздо проще, чем остальным детям освоить этот этап развития. Теперь ребёнок учится делать отвлечённые выводы.

Теперь ребёнок может представить какой-то предмет, не видя его. Так, посмотрев на прозрачный лёд, прозрачный стакан и стекло, ребёнок сделает вывод, что такое «прозрачность». И когда вы в сказке прочитаете ему про «прозрачные крылышки», которые подарили эльфы Дюймовочке, в голове ребёнка возникнет конкретный образ этих крыльев.

Именно в этом возрасте, когда смотришь на детей, становится ясным, чьи родители сделали упор на суперинтеллектуальное развитие (счёт, чтение с пелёнок и т.д.), а чьи – на развитие мышления ребёнка в целом. В возрасте 5 лет наиболее развитыми оказываются именно те дети, с которыми не забывали заниматься творчеством. Посудите сами – у них развита мелкая моторика (они рисовали и лепили), развито объёмное и плоскостное видение мира, простимулировано развитие межполушарных связей благодаря работе с ножницами и пластилинографии. Им проще даётся математика, так как у них более чёткое представление о дроблении на части, о пространственной ориентации. Интересное наблюдение – если сравнить в группе детей, с которыми читали с пелёнок, делали задания по пособиям с упором на математику или чтение, и детей, которых развивали через творчество, то выяснится, что «творческие» дети более усидчивы, чем «суперинтеллектуалы», у них выше концентрация внимания, они внимательны к деталям. Если существует разница в познаниях, «творческие» дети быстро преодолевают этот разрыв и начинают заметно опережать детей из группы «суперинтеллектуалов».

Следуя за развитием мышления, речь ребёнка в возрасте 4,5-5 лет делает резкий скачок – появляются сложносочинённые и сложноподчинённые фразы, ребёнок использует в речи союз «потому что». Теперь ребёнок не просто сообщает что-то, а тут же делится выводами или своими знаниями, логическими причинно-следственными связками, пусть даже и не совсем верными. И именно в это время родители любят записывать за малышом его «перлы».

При нормальном развитии, в этом же возрасте мышление ребёнка наконец-то начинает лавинообразно соединять все знания, накопленные до сих пор. Ребёнок усваивает причинно-следственные связи, и его речь становится похожей на ходячую энциклопедию. Несмотря на это, в речи ребёнка часто встречаются многочисленные противоречия и объяснения одного и того же факта по-разному. Ребёнок в мышлении ещё не придерживается общих законов, он, скорее, оперирует частными объяснениями каждого факта наряду с иными частными объяснениями. Способности к обобщению и дедукции в этом возрасте ещё малоразвиты.

Однако мышление уже способно делать обобщения, что выражается не только в речи, но и в рисовании. Параметры нарисованной кошки вряд ли будут выдержаны, но кошка уже будет вполне угадываться по всем необходимым частям, вплоть до усов. Ребёнок может стараться придать картине эмоциональный характер. Например, с помощью когтей обозначить, что кошка сердитая, или с помощью нарисованного на шее кошки бантика подчеркнуть, что она домашняя. Но пока ещё ребёнок будет плохо отделять реальность от сказки и мыслить творчески примитивно. Например, чтобы изобразить добрую кошку, ребёнок нарисует кошке человеческую улыбку. А также кошка может быть изображена в юбке или сидящей за столом, как человек, или нереально бирюзового цвета. В этом возрасте дети эгоцентричны, им важнее донести до вас свою задумку в рисунке, а не нарисовать академически верный рисунок.




Ключевые слова:
- раннее развитие
- развитие ребенка
- мышление и речь
- задержка речевого развития

Обсуждение в форуме "Мама и малыш. Саратов"

Развитие ребенка: связь мышления и речи. Часть I

  • Речь ребёнка от года до 2 лет - это повторение слогов и слов, то есть, эхолалия. Ребёнок сначала повторяет их ради удовольствия, без целенаправленности и не пытаясь вызвать ответ. До этого момента бол
    21.01.2011 10:10 – mama.sarbc
  • Оценить статью

    Статьи на эту тему
    • Особенности питания детей в возрасте от 1,6 до 2 лет
      К полутора годам у детей уже, как правило, не меньше 12 -13 зубов и многие мамы потихоньку начинают переводить малышей на взрослый стол. Супы становятся на мясных бульонах, в рацион включаются сосиски и жареная картошка, а у кого- то даже пельмени! Это связано с тем, что в таком возрасте ребенок уже не младенец и кормить пюре его вроде как уже не нужно, а тогда чем? Об особенностях питания ребенка от полутора до двух лет мы и расскажем.
    • Детские страхи в период от 1,6 до 3 лет
      После первого года жизни большинство детей начинают меньше беспокоиться по ночам, крепче спать, спокойнее реагировать на шум, чужих людей и любую перемену обстановки. В нормальной (эмоционально спокойной) семье в этом возрасте у ребенка уменьшаются все признаки невропатии, следствия трудностей течения беременности или родов. К сожалению, в семьях, где нередко вспыхивают, скандалы-дети воспринимают происходящее очень эмоционально и их психологическое состояние резко ухудшается...
    • Как карма проявляется через детей? Основы ведической культуры
      Как печально, что вокруг почти никто не понимает, что жизнь-это сложнейший экзамен. Все хотят наслаждаться, получать удовольствие, удовлетворение, пытаются использовать друг друга для этого и расстраиваются, когда кто-то мешает им наслаждаться или не дает наслаждение. Жена обижается на мужа, когда он её не развлекает, а развлекается отдельно от неё со своими друзьями или подругами. И это только начало вступления в действие семейной кармы, всю тяжесть которой мы ощущаем после рождения наших детей...
    • Развитие речи у ребенка от 1 года до 1,6 лет
      ...Начитавшись подобного бреда, молодая мама продолжает спокойно ждать, когда же ее чадо заговорит и, как правило, проблема ЗРР выявляется слишком поздно. Малыш то заговорит в три года, но отставать в развитии он будет продолжать! Потому что ЗРР - это первый звоночек, что у ребенка минимальная мозговая дисфункция и ему надо немного помочь
    • Почему не надо использовать методики раннего развития ребенка?
      У меня всегда было чисто интуитивное подозрение, что все методики раннего развития – это просто гипотезы неких людей, совершенно не обоснованные никакими научными фактами. Да и где эти умники и умницы, выращенные на кубиках Зайцева? Где все дети гении, на развитие и обучение которых родители потратили кучу времени и главное денег? ...
    1
    4
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

    Перейти в рубрику Ребенок от 1 до 3 лет. Статьи

    СТАТЬИ - МАМА И МАЛЫШ

    ОРГАНИЗАЦИИ

    ПОИСК ПО СТАТЬЯМ

    НОВОСТИ