Особые дети: аутисты или дети дождя

Почему именно этот диагноз – аутизм стал «любимым» для голливудских продюсеров понять не сложно – дети, страдающие этим заболеванием, живут в непонятном и невидимом нам мире, они загадочно молчаливы и зачастую обладают невероятными способностями.

Но одно дело - Голливуд, и совсем другое реальная жизнь…

Особые дети: аутисты или дети дождяАутизм. Что это такое?
Специалисты разных стран отмечают увеличение количества аутичных детей, происходящее в последнее десятилетие. Причин у этого явления может быть несколько. С одной стороны, нельзя сбрасывать со счетов более точную диагностику. С другой стороны, мне кажется, имеет значение резкое возрастание социальной и информационной нагрузки, к которой должен приспособиться ребенок в процессе взросления. У аутичных детей проблема невозможности успешного усвоения социальных навыков возникает очень рано, как правило, между первым и вторым годом жизни. Проявляется это в форме исчезновения ранее приобретенных навыков и отказа от овладения новыми, нарушаются также эмоциональная и речевая коммуникации.

Наиболее отчетливо синдром Раннего Детского Аутизма проявляется от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте. Так, уже у грудных детей наблюдается отсутствие свойственного здоровым детям «комплекса оживления» при контакте с матерью или воспитательницей, у них не появляется улыбка при виде родителей, иногда отмечается отсутствие ориентировочной реакции на внешние раздражители, что может приниматься за дефект органов чувств. У детей первых 3 лет жизни неспецифическими проявлениями синдрома, связанными с соматовегетативной и инстинктивной недостаточностью, являются, поданным В. М. Башиной, нарушения сна в виде сокращенной продолжительности и уменьшенной глубины его, прерывистости, затрудненного засыпания, стойкие расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач.

В раннем возрасте дети часто бывают равнодушными к близким, не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. Иногда у детей как бы отсутствует способность дифференцировать людей и неодушевленные предметы (так называемый протодиа-кризис). В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест, с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима. Иногда недовольство или плач не прекращаются до тех пор, пока не будет восстановлен прежний порядок или не будет убрана незнакомая ребенку вещь. Страх новизны, достигающий у таких детей значительной интенсивности, можно считать, как и в случаях невропатии, проявлением болезненно обостренного инстинкта самосохранения. Однако степень выраженности этой патологии инстинктивной жизни при раннем детском аутизме намного выше.

Весьма типичны нарушения психомоторики, проявляющиеся, с одной стороны, в общей моторной недостаточности, угловатости и несоразмерности произвольных движений, неуклюжей походке, отсутствии содружественных движений, с другой — в возникновении на 2-м году жизни своеобразных стереотипных движений атетоидоподобного характера (сгибание и разгибание пальцев рук, перебирание ими), потряхивания, взмахивания и вращения кистями рук, подпрыгивания, вращения вокруг своей оси, ходьбы и бега на цыпочках. Как правило, имеет место значительная задержка формирования элементарных навыков самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т. д.). Мимика ребенка бедная, маловыразительная, характерен «пустой, ничего не выражающий взгляд», а также взгляд как бы мимо или «сквозь» собеседника. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи и главным образом недостаточность коммуникативной функции речи.

Вплоть до 5-6 лет дети редко активно обращаются с вопросами, часто не отвечают на обращенные к ним вопросы или дают односложные ответы. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. Нередко встречается отставленное дословное воспроизведение ранее услышанного, так называемый фонографизм. Характерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное, например скандированное, произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самих себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым. У части детей наблюдается полный мутизм.

У наиболее глубоко аутичных детей (1-я группа РДА, по О.С.Никольской) мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. Однако редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта в значимой для него ситуации, позволяют предположить, что он понимает речь, хотя бы частично.

Для другого варианта синдрома (2-я группа РДА) характерны эхолалии, есть также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации ("Лампа упала! Лампа взорвалась!" ..... повторял один мальчик всегда, когда волновался, так как на его глазах ярко вспыхнула и разбилась перегоревшая лампа), либо представляющих собой цитаты из любимых книг, которыми ребенок может комментировать реальную ситуацию ("Что же бедному зайчику делать?" — всякий раз говорит другой мальчик в затруднительной ситуации, вспоминая "Заячью избушку"). У таких детей есть стереотипные просьбы и обращения, где глагол используется в инфинитиве ("Чай пить", "Дать колбаски"), а о себе они говорят во 2-м или 3-м лице ("Миша пойдет гулять"). Но часто такой ребенок предпочитает обращаться и просить не речью, а криком, или просто подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в нужный предмет. В речи этих детей нет развернутых фраз (за исключением цитат), нет пересказа, даже короткого.

Еще один вариант РДА полностью отличается от предыдущего тем, что ребенок с данной формой синдрома обладает развернутой литературной речью, но при этом почти не способен к диалогу, не слышит собеседника, одержимо цитируя целые страницы любимых книг или рассуждая на излюбленную тему (3-я группа РДА). При этом характерны нарушения произнесения: так, если речь ребенка 2-й группы четкая, скандированная, с жесткой, напряженной интонацией, то ребенок 3-й группы часто говорит смазанно, торопливо, нечетко, иногда заменяя некоторые буквы; своеобразная интонация может не соответствовать смыслу произносимого текста. И наконец, в наиболее благоприятном случае при слабовыраженном аутизме (4-я группа РДА) мы встречаемся с тихой, нечеткой речью и снова сталкиваемся с эхолалиями, иногда отставленными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, речью, но пересказ для него труден. Часто видим его моментальную живую реакцию на сложный сказочный образ, какую-то эмоционально задевшую его ситуацию.

Появление аутичного ребенка является мощным стрессовым фактором для семьи в целом и своевременное оказание ей психологической помощи существенно влияет на перспективу развития ребенка.

Продолжение следует.

Детский Развивающий Центр «Радужный мир»
(8452) 499-266
8-905-325-87-85
8-909-333-42-76


Ключевые слова:
- развитие ребенка
- особые дети
- аутизм

Обсуждение в форуме "Мама и малыш. Саратов"

Особые дети: аутисты или дети дождя

  • Почему именно этот диагноз – аутизм стал «любимым» для голливудских продюсеров понять не сложно – дети, страдающие этим заболеванием, живут в непонятном и невидимом нам мире, о
    26.04.2011 23:06 – mama.sarbc
  • Оценить статью

    Статьи на эту тему
    • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью бич 21 века. Что делать?
      Самое распространенное современное психоневрологическое расстройство и причина плохого поведения детей - это СДВГ. Непослушание, трудности в обучении, во взаимоотношениях с окружающими, заниженная самооценка-всё это симптомы дефицита внимания, а не невоспитанности ребенка! Про таких детей обычно говорят – «он не умеет себя вести», «ни секунды не сидит на месте»...
    • Трогательная история маленькой крохи
      Эта малышка с фотографии родилась в больнице в East Surrey в Англии на 16 недель раньше, чем положено, т.е. на 24-й неделе беременности. Каковы шансы у такого ребенка остаться в живых? Очень, очень маленькие. Этой крохе английские врачи давали только 5% шансов на выживание. И тогда ее папа решил, что будет каждый день фотографировать, как его дочь борется за жизнь. Он увековечил не только радостные, но и тяжелые моменты, и получилась очень трогательная история маленькой крохи, которая выжила вопреки всему
    • Шизофрения у детей. Симптомы и формы
      Существует несколько теорий возникновения детской шизофрении, но наиболее распространенная – наследственная. Диагностировать шизофренический процесс у детей дошкольного и младшего школьного возраста гораздо труднее, чем у взрослых, так как из за еще формирующейся детской психики симптомы заболевания кажутся сглаженными и неясными.
    • Алкоголь и дети
      Мы все хотим иметь здоровых детей и когда наконец решаем стать родителями мы начинаем обследоваться, ограничивать употребление вредных веществ и вскоре приступаем к зачатию. Выполняем все врачебные рекомендации, правильно питаемся, оставляем вредные привычки. Всё хорошо, но откуда же берутся тогда больные дети? Ведь огромная доля таких детей рождается как ни странно казалось бы в вполне благополучных семьях...
    • Дети с ВИЧ-инфекцией
      Проблема ВИЧ-инфекции все разрастается, а мы все продолжаем стереотипно мыслить и жить предрассудками думая, что ВИЧ передается воздушно-капельным путем. От носителей этой инфекции как бы это прискорбно не звучало я лично шарахнулась бы как от огня. Одно упоминание уже пугает. И что самое ужасное, что страдают не только взрослые, но и дети. Дети, брошенные в пекло людской беспечности и ошибок. Дети, расплачивающиеся за своих родителей. В особенности дети-отказники с ВИЧ. Таких детей не усыновляют, их даже боятся брать на руки.
    4
    3
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

    Перейти в рубрику Особые дети. Статьи

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    Восковая эпиляция и что нужно знать о ней
    В стремлении достичь идеально гладкую и привлекательную кожу без лишних волос, можно воспользоваться разными методами. В современном мире, снова стала пользоваться спросом восковая эпиляция, как проверенный и эффективный метод, который дает отменные результаты. Потому что с помощью такого способа, можно полностью избавиться от лишних волос, причем, без потери огромного количества времени. Конечно, ...

    СТАТЬИ - МАМА И МАЛЫШ

    ОРГАНИЗАЦИИ

    ПОИСК ПО СТАТЬЯМ

    НОВОСТИ