Как подготовить ребенка к школе? Часть II.

Анна Рудова
психолог, дефектолог, директор центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и детской студии инновационного развития «Арлекин».

Как подготовить ребенка к школе?Ребёнок должен уметь рассказать о сюжете на картинке хотя бы 5 связных фраз. При этом фразы должны быть развёрнутыми, а не усеченными. То есть, нельзя сказать «тут кошка и мышка», надо «На скамейке сидит белая кошка. Она следит, как под скамейкой бежит маленькая мышка».
Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, уметь запомнить и назвать (можно не по порядку, но ничего не забыв) 6-7 слов.
Иметь сформированный фонематический слух. То есть, уметь на слух различить б-п, д-т, з-с-ш, ш-ч. В норме фонематический слух полностью формируется к 5,5 - 6 годам, но в последнее время стало много детей, которые подходят к школе с проблемами недоразвитости речи, с задержкой речевого развития и недоразвитостью фонематического слуха, вызванной имевшейся в анамнезе гипоксией или энцефалопатией. К сожалению, если ребёнок на слух не отличает б от п, то и при выполнении заданий по русскому языку, эти буквы будут путаться. К тому же, недосформированность фонематического слуха тормозит развитие беглого чтения.

Тренируйтесь с ребёнком так: я тебе называют слова, а ты должен подпрыгнуть (схватить себя за нос, хлопнуть, топнуть и т.п.), когда услышишь слово, начинающееся на "П". Далее вы медленно называете слова: парус, баркас, пирог, пулька, булка, банан, панама и т.д. Когда у ребёнка начало получаться почти без ошибок, усложните и попросите распознать "П" в любом месте слова: копейка, коробейник, забыть, запить…

Ещё одна форма тренировки: вы просите повторить точно последовательность из 3 слогов – ба-па-ма, ду-ду-та, ти-тё-тя, ти-дё-бя и т.д. Потом – из четырёх слогов: гу-гу-ку-ту, гу-да-то-би и т.д. С трёхслоговыми сочетаниями ребёнок должен справляться без труда, с четырёхслоговыми – не обязательно, но если вы будете тренироваться, ему будет гораздо проще писать слова в диктантах. Кстати, первые диктанты дети начинают писать уже в ноябре.
Кроме тренировок фонематики, необходимо научить на слух определить первый звук в названных словах, разделять слоги. Разделять слоги на первом этапе проще, хлопая и прыгая на каждую гласную. Ребёнок прыгает- ба-та-рей-ка, и сообщает вам – 4 прыжка, то есть 4 слога! (4 части слова). Ещё можно прыгать на мяче-прыгуне, бить о стену мячиком, хлопать в ладоши, бить на каждый слог по столу игрушечным молоточком-пищалкой. Вариантов разнообразить занятие игрой много! Потом просите составить из кубиков поезд. Сколько вагончиков - столько слогов. Следовательно, слово из слова батарейка имеет 4 кубика-вагончика. А теперь давай составим это слово из карточек-слогов. Конечно, эти карточки вы заранее приготовили.

Кстати, об умении читать.
Научите ещё до школы читать хотя бы по слогам (если только, конечно, вы не определяете ребёнка в коррекционную школу). Скорость чтения- не меньше 15 слов в минуту. И дело не только в том, что сейчас в школе особо-то время на обучение чтению никто не тратит. Не научили до школы – будете сидеть и учиться по вечерам во время школы. Первый тест на скорость чтения дети сдают в ноябре месяце. И если вы не смогли научить ребёнка читать за год-полтора до школы, очень сомневаюсь, что учительница сможет научить ваше чадо читать за 2,5 месяца. Каким бы профессионалом она не была, в классе у неё 16-25 учеников, а уроков чтения – 3 в неделю.

- Ребёнок должен иметь в багаже знаний достаточное число сказок и произведение детских писателей. Каждый год мне попадается одна-две «продвинутые» мамы, которые принципиально не читают русские сказки детям, так как считают их недостаточно логичными. Встречались и такие, которые не читают детям сказки в их классическом выражении, чтобы не расстраивать ребёнка. Поэтому в их интерпретации бабушку не проглатывает волк, а та просто прячется в шкаф, колобок сбегает от лисицы, а Машенька умудряется подружиться с тремя медведями. С таким подходом разочарование на уроке чтения ребёнку обеспечено.
- Уметь считать до 20 и обратно, знать цифры и их порядок, уметь решить задачку вроде «Саше дали 5 яблок, он два съел, сколько у него осталось яблок?». Желательно, чтобы ребёнок знал состав чисел до пяти.

У ребёнка должны быть:
- Достаточно широкий словарный запас. Причём ребёнку нужно знать не только названия предметов, но и зачем они служат. Проверьте, знает ли ребёнок назначение бытовых предметов. Чаще играйте в игры-угадайки. Например, спросите: Где мы храним еду, чтобы не испортилась? Что нужно сделать, чтобы одежда перестала быть мятой? Какую посуду надо взять, чтобы пожарить картошку? Как называется гигантская ложка, которой наливают суп в тарелки? Поиграйте в игру «важный признак». Вы называете предмет, а ребёнок быстро- два-три определения, описывающие этот предмет. Пример: лимон-жёлтый, кислый. Кошка- пушистая, домашняя, ласковая… Игра «что бывает?» Говорите ребёнку: что бывает жёлтым? Кислым? Пушистым? Колючим? Холодным? Скучным? И т.д. На каждое прилагательное ребёнку нужно назвать не менее 3 подходящих по смыслу предметов.
Старайтесь заниматься с ребёнком развитием речи ежедневно, превращая повседневные просьбы в развивающие занятия. Например, попросите «подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки… Найди на верхней полке третью книгу, считая слева направо…» · Правильное произношение. Ребёнок должен идти в школу, умея произносить ВСЕ звуки русской речи. Иначе велика опасность, что в первом классе ваш малыш будет писать так, как слышит и говорит. То есть - неправильно. Визит к логопеду не затягивайте до лета перед школой, иначе может оказаться, что единственная школа, куда возьмут ребёнка- коррекционная по речи.
Дело в том, что «поправить произношение» - это не элементарное дело, как многие думают. Например, на постановку шипящих и их автоматизацию (то есть, закрепление в повседневной речи) уходит 2-3 месяца. Столько же- на звук Л, не меньше- на Р. Причём ставить сразу все звуки скопом невозможно, их закрепляют в речи в определённой последовательности. Например, звук Р никогда не начнут ставить, пока не закреплены свистящие и шипящие. Так что, за лето вы можете не успеть исправить речь! Кроме того, что это осложняет написание слов, у ребёнка могут автоматически снизиться оценки по чтению, музыке, а также он будет неуютно чувствовать себя под насмешками одноклассников.

- У ребёнка должна быть правильная произносительная сторона речи. Произношение – это ещё не всё. Ребёнок должен грамматически строить фразы правильно. Например, изменять имя существительное по числам и падежам, не ошибаться в согласовании прилагательного с существительным, уметь образовывать уменьшительно-ласкательные. Такие навыки развиваются только от 3 составляющих: дома и в окружении ребёнок слышит правильную речь, ребёнку много читают, с ребёнком много занимаются постановкой речи. Заниматься постановкой речи надо в форме игры, причём не выделяя на это особое время, а по ходу дел. Например, едете в маршрутке или сидите в очереди перед кабинетом врача, и предлагаете сыграть в «речевые» игры.

Примеры игр: Есть-нет (закрепление правильности употребления родительного падежа).
Вы говорите- «есть стол», ребёнок отвечает «нет стола». Есть кровать- нет кровати, есть ребёнок- нет ребёнка.

Посложнее- на мн.ч, р.п.: есть ветки- нет… веток, есть ребята – нет… ребят и т.д. Можно выбирать слова по теме. Например, слова, связанные с темой весны: подснежник, проталина, сосулька, капель, ледоход… По ходу, заодно, вы узнаете, какие из этих слов ребёнок не знает, и поясните значение. А можно играть по принципу: увидели предмет - включили слово в игру.
Аналогичные игры: «один-много». Пример: один стол – много столов, одна ветка- много веток.
Игра «посчитай». Даёте ребёнку образец «один ёж». Ребёнок должен посчитать до 5: один ёж, два ежа, три ежа, четыре ежа, пять ежей. А теперь попросите ребёнка также продолжить: одна ветка, один ребёнок, одно одеяло, одна лопатка, одно ухо, один глаз, один карандаш… Так ли это легко?
На закрепление множественного числа – всё просто. Или нет? Рама-рамы, стол-столы. А теперь сложнее: ухо- … уши! (меняется согласная), птенец- …. Птенцы (беглая гласная). Человек -… люди (полностью меняется слово), ребёнок – дети.
А теперь проверьте, правильно ли ребёнок употребляет предлоги. Возьмите игрушку-кошку и обыграйте: откуда мяукнула кошка? Как ответит ребёнок – из-за двери или из двери? Из-под стола или из стола, за стола? Положите перед ребёнком несколько картинок лото с предметами одного цвета или просто предметы, попросите назвать и проследите, правильно ли ребёнок употребляет окончания прилагательных: например, карандаш, варежка, ленты, яблоко.
Ребёнок не должен говорить красныя шапка или синее яблоко. Иначе именно так он и будет потом писать.
Конечно, это далеко не полный список знаний, ведь ребёнок должен изменять слова по падежам, родам, числам. Использовать правильно связки «чтобы, чем, откуда, куда, за тем, что, потому что, из-за того, что» и т.д.

Следующий блок знаний – социально-психическая готовность к школе.
В структуре социально-психологической готовности принято можно выделить три спектра: личностная готовность, социальная готовность и психологическая готовность. Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе, к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания.
Задайте ребёнку вопросы: хочешь ли ты в школу? Почему? Что в школе делают дети? Зачем нужно ходить в школу? Ответы на вопросы будут показательны. Если ребёнок отвечает, что в школу ходят все дети, кому исполнилось 7 лет, в школу он хочет, потому что папа купит ему портфель, как у брата, а в школе дети учат считать и писать – и всё, то осознания, что такое школа, у ребёнка нет. Ребёнок может прийти в школу с не очень большим багажом знаний, но при наличии мотивации, стремления к познанию и при сбалансированной нервной системе ребёнок быстро втянется в учебный процесс.
Если же ваш малыш хочет взять в школу Барби, чтобы показать подружке и тортик, чтобы там поесть – то стоит ещё раз поговорить о том, что такое школа. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов: сначала знания – потом отдых и игра. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка.

Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать достойно неудачи, быть готовым к тому, что он не будет всегда лучшим и всегда в центре внимания. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Обычно эмоциональная нестабильность первоклашек связана с недифференцированностью самооценки детей, то есть ребенок 6-7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому замечание по отношению к нему самому или похвала другому ребёнку воспринимается как личная трагедия. Отмечу, что педагоги младших классов готовы мириться с неуспевающими детьми и помогать им дотянуться до общего уровня, но эмоциональная нестабильность кого-то из детей вызывает в классе невротическое общее состояние, что срывает педагогический процесс в целом. Поэтому если ваш ребёнок несдержан, вспыльчив, излишне задирист, если ему свойственны резкие перепады настроения и он часто плачет по пустякам, необходимо обратиться заранее к детскому психологу и, возможно, невропатологу.

Чтобы ребёнок приобрёл эмоциональную устойчивость, при игре перестаньте постоянно поддаваться ребёнку. Научите радоваться, что в этот раз победил не он, а папа. Иногда (не часто, но порой) обращайте внимание ребёнка, что кто-то умеет делать что-то лучше его. Например, «Катя лучше катается на велосипеде. Молодец Катя! Зато ты гораздо быстрее умеешь мчаться на роликах!» при такой формулировке ребёнок научится отмечать чужие победы и радоваться им, а свои поражения не будут восприниматься как трагедия.

Проиграйте с ребёнком с игрушками или просто обговорите правила поведения. Выясните, знает ли ребёнок, как себя вести в общественном туалете, столовой, раздевалке. Даже если вы будете водить его за ручку в школу и домой из школы, в течении дня ему придётся самостоятельно переодеваться на физкультуру, посещать туалет совместно с другими детьми. Нужно быть уверенными, что ребёнок сумеет за себя постоять в экстренной ситуации – отпроситься на уроке в туалет, пожаловаться учителю на плохое самочувствие, отстоять своё имущество, если будут отнимать одноклассники. Если вы планируете давать ребёнку деньги на карманные расходы, убедитесь, что он умеет с ними обращаться, и не будет полурока жевать свежекупленную жвачку или от щедрости раздавать деньги одноклассникам.
К эмоционально-волевому развитию относится и умение попросить одолжить карандаш у соседа, знакомиться, общаться.
Если ваш ребёнок имеет идеальную умственную подготовку, но не стремится к коммуникации, не имеет коллективного духа и не способен бороться за общее дело, в классе его ждёт неприятие. Воспитывая индивидуальность, не забывайте и о том, что ребёнок должен уметь дружить и поддерживать своих друзей. Это пригодится на соревнованиях, на школьных выступлениях и постановках, это покажет, готов ли ребёнок к взаимопомощи. Косвенно стремление к общению показывает и то, что на вашего ребёнка можно положиться при поручениях. Поэтому если ваш ребёнок не посещал детский сад до школы, обязательно отдайте его за полгода до школы в развивающую студию на курс полудневного посещения.

Кратковременные занятия на курсах подготовки не очень-то помогают в процессе социализации, так как педагоги курсов-подготовишек заинтересованы в успешном освоении учебного материала, а отнюдь не обучения общению детей. Многие бабушки ошибочно считают, что в последнее лето перед школой важно дать ребёнку максимальный отдых – дача, море, зарубежные поездки. На самом деле, за это время ребёнок забывает то, что было пройдено на подготовке к школе.

Если же ребёнок не посещал детский сад, тогда особенно важно в летние месяцы перед школой дать ребёнку опыт социализации и жизни в детском коллективе. Обратитесь в детские студии и определите ребёнка хотя бы на 3 дня в неделю на курс 3-4 часового пребывания (детсад на полдня).

С позиции современной психологии, знания – это не цель, а средство развития ребёнка. Главное - не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно добывать знания, анализировать полученную информацию. Поэтому, если до школы остались считанные месяцы, важнее всего для родителей – сформировать умение учиться у ребёнка. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правило. Например, слушать говорящего, не вертясь, сразу же откликаться, когда позвали, останавливаться, если кто-то просит прекратить действия, проявлять во время инициативу и быть в меру самостоятельным.
Воспитайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Ни за что не пугайте, что «Пойдёшь в школу, там тебя быстро воспитают, как надо!» Наоборот, расскажите о трогательных и добрых случаях в школе, мудрых учителях, об одноклассниках, дружбу с которыми пронесли через годы.
И помните, теперь ваш ребёнок становится более самостоятельным, чем раньше, поэтому он получает новые обязанности (выполнять домашние задания, собирать портфель в школу, следить за своим школьным костюмом), но и имеет право на некоторые взрослые привилегии. Например, разрешите ему выбрать портфель, пенал и карандаши по своему вкусу.

Ключевые слова:
- подготовка к школе
- первый класс
- социально-психологическая готовность
- умение читать
- 1 сентября
- успеваемость
- мотивация школьников

Обсуждение в форуме "Мама и малыш. Саратов"

Как подготовить ребенка к школе? Часть II.

  • Ребёнок должен уметь рассказать о сюжете на картинке хотя бы 5 связных фраз. При этом фразы должны быть развёрнутыми, а не усеченными. То есть, нельзя сказать «тут кошка и мышка», надо &la
    21.06.2010 11:12 – mama.sarbc
  • Оценить статью

    Статьи на эту тему
    • 5 детских книг о лете
      Анна Ремез "Волны ходят по четыре" Эта повесть в виде коротких зарисовок рассказывает нам об отдыхе одной семьи в Крыму. Мама, папа и маленькая девочка заняты делами, знакомыми курортникам, — купаются, загорают, возятся в песке, покупают кукурузу. Но во всех этих событиях, описанных от лица девочки, столько жизни и детской непосредственности! Повесть написана простым, бесхитростным языком, мы видим детскую радость от простых вещей — катания на качелях, подходящих для купания волнах, а еще удивительное объединяющее слово «семьяне», которое придумал папа.У нас, читателей этой книги, есть возможность окунуться в детство вместе с ребенком, увидеть мир детским незамыленным взглядом...
    • 8 типов интеллекта Г. Гарднера
      Знаменитый американский психолог и специалист в области клинической психологии Говард Гарднер (известный автор понятия «множественный интеллект») пришел к выводу, что человеческий интеллект можно разделить условно на 8 типов
    • Оригинальные идеи дизайна детских комнат
      Когда дело касается оформления детской комнаты-фантазии есть где разгуляться! Множество разнообразных вариантов дизайна вы можете найти в интернете или выдумать самостоятельно. Мы подобрали для вас несколько классических вариантов оформления в супергеройском стиле, для будущих космонавтов, капитанов и конечно для маленьких принцесс.
    • Поучительные фильмы для мальчиков с характером
      Вспоминаем, какие фильмы смотрели наши ребята - Человек паук, Железный человек, Гари Поттер, Черепашки ниндзя, Перси Джексон…Что объединяет их все? Правильно, это пустота. Понятно, что страна, которая не имеет героев, достойных подражания - выдумывает их для своих детей. Но ведь нашим то детям есть, кому и чему подражать! Поступкам наших великих героев-защитников, космонавтам, спортсменам, да и просто достойным людям, которые сумели справиться с самым трудным врагом - самим собой. Чем мы сами наполняем своих детей - то потом из них и выплескивается. Давайте предложим им замечательные фильмы со смыслом. Фильмы о трудностях жизни, доброте, совести, дружбе и стойкости...
    • 5 новогодних книг, которые вы еще не читали
      С какими сказками у нас ассоциируются обычно новогодние праздники? Снежная королева,Щелкунчик,12 месяцев. Бесспорно, это великолепные сказки,но это уже всем известная классика. Хочется чего то новенького! Представляем вам пять новых книг,которые обязательно понравятся вам и вашим детям!
    3
    0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

    Перейти в рубрику Ребенок от 7 до 12 лет. Статьи

    СТАТЬИ - МАМА И МАЛЫШ

    ОРГАНИЗАЦИИ

    ПОИСК ПО СТАТЬЯМ

    НОВОСТИ