![]() | ![]() | |||||||||
Как подготовить ребенка к школе? Часть I
Анна Рудова ![]() Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий. В структуре готовности к школе принято выделять следующие компоненты: 1. Физическая готовность. 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. 3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. 4. Эмоционально-волевая готовность. Следовательно, когда мы готовим ребёнка к школе, мало научить его читать или считать, умения должны быть гораздо шире. Разберёмся поэтапно, как подготовить ребёнка, чтобы каждый из этих компонентов готовности был состоятельным. Физическая готовность. Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Важны состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Физическая готовность важна, так как ребёнок в школе сталкивается с Посмотрите внимательно медицинскую карту вашего ребёнка. Часто бывает, что родители даже не в курсе, что у ребёнка уже много лет как поставлен диагноз о хроническом тонзиллите или гастрите. Между тем, эти заболевания не только могут обостриться в школе, но и привести к тому, что ребёнок не сможет заниматься вместе со всем классом физкультурой или посещать бассейн. Постарайтесь укрепить организм ребёнка ДО школы. Например, нормализуйте режим дошколёнка заранее. Определите оптимальное число сна, которое необходимо вашему ребёнку, чтобы он вставал без скандала и добавьте ещё час. Теперь вы представляете, во сколько надо укладывать спать ребёнка. Если ребёнок всё ещё спит днём, не отучайте. Для первоклассника это замечательный способ быстро поправить свои силы, но сдвиньте дневной сон на то время, когда вы реально сможете попадать домой после школы. Поясню: если ребёнок привык, что дневной сон начинается в начале первого, а уроки в школе будут продолжаться до 13.20, то на последнем уроке ребёнок, в силу привычки, будет сонный и не усвоит материал. Учтите, что для полноценного сна ребёнок должен днём проспать полтора часа. Только тогда фаза быстрого сна успеет перейти в глубокую (тогда, когда как раз мозг отдыхает) и самостоятельно пробудиться. Если же вы планируете оставлять ребёнка на продлёнку, то от дневного сна лучше отучить, так как единицы школ имеют условия для такого отдыха. Так как нагрузки в первом классе возрастут, нормализуйте питание ребёнка. Откажитесь, если это для вас возможно, от вегетарианства. Сейчас ребёнку нужно окрепнуть и стать как можно выносливее. Если по состоянию здоровья ребёнку рекомендованы специальные формы обучения, наведите справки о всевозможных вариантах, и только тогда принимайте решение. Ещё до поступления в школу ребёнок должен привыкнуть к школьному режиму. Если летом у вас в семье принято гулять допоздна, то с этой привычкой придётся расстаться за два-три недели до школы, чтобы стабилизировать режим ребёнка. Ещё до школы ребёнка надо приучить выполнять задания не на полу или лёжа на кровати, а сидя за столом. Для этого не только нужно правильно оборудованное «рабочее» место, но и умение сохранять длительно (не менее 30 минут) хорошую осанку. Проводите тренировки, например, когда читаете книгу, пусть ребёнок сидит на стуле, пусть смотрит телевизор тоже сидя, периодически играйте в настольные игры за столом и т.п. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов. Сюда включается багаж знаний, соответствующий возрасту и набор специфических навыков, нужных для обучения в школе. Ребёнок должен знать: свои имя, отчество и фамилию и эти же данные родителей, профессии родителей. Для ребёнка 6-7 лет говорить «мой папа-Дима, он работает на работе» считается инфантильным. Если профессия мамы или дедушки сложна для объяснения, купите в книжных магазинах специальные пособия «современные профессии». У меня, например, есть книжка, где в простой стихотворной форме объяснено, кто такой дизайнер, стилист, офис-менеджер, фермер и т.д. Если профессия мамы такова, что даже взрослым сложно объяснить, что это такое, то замените для ребёнка название профессии на что-то более понятное и близкое по смыслу. Обязательно сводите ребёнка на свою работу, покажите, где ваше рабочее место, как вы трудитесь. Свой возраст, дату рождения, домашний адрес и номер телефона. Вам кажется смешным? А вот по статистике около 30% первоклассников назвать свой адрес не в состоянии… - Название города, страны, столицы страны, названия времён года, месяцев, дней недели. Обязательно знание примет каждого времени года. Учтите, что сезоны или месяца, дни недели ребёнок должен уметь назвать с любого. То есть, продолжить называть месяцы с марта по март или дни недели не с понедельника, а с четверга по четверг. Научите ребёнка называть и так: какой месяц после марта? А перед январём? Если ребёнку трудно даётся запоминаете примет времён года, выучите с ребёнком наизусть простые стихи о каждом из сезонов. - Названия основных домашних и диких животных родного края, их детёнышей, названия их жилья (нора, дупло и т.д.), чем питаются. А вы сами-то знаете, как называется ребёнок кабана? А вот и не кабанчик, а поросёнок кабана. А как называется ребёнок песца? Хорька? Куницы? Леопарда? Зебры? Не знаете? Тогда посмотрите в словаре, но не вводите в речь ребёнка нелепые слова вроде «кунёнок» или «зебрёнок». С местом жительства нужно тоже немного позаниматься. Воспитанные на сказках, дети зачастую абсолютно серьёзно считают, что у зверей в лесу свои домики-теремки. Названия зимующих и перелётных птиц, овощей, ягод и фруктов, средств транспорта, профессий, бытовой техники, посуды, мебели. - Названия предметов одежды и обуви, головных уборов. Если ребёнок никак не может понять разницу между овощами и фруктами, это означает, что он ненаблюдателен. Приготовьте ВМЕСТЕ суп и салат. Что в супе и салат – овощи. А потом компот или торт с фруктами. Тут – фрукты. Конечно же, ребёнок должен знать цвета, различать предметы по размеру, уметь сравнивать по толщине, длине, форме, весу, качеству, материалу. - Научите ребёнка сравнивать два предмета и находить их сходства и различия. Например, что общего и что разного между кошкой и собакой? Кошка и лошадь - оба домашние животные, оба живые, у обоих есть шерсть. Разница – у лошади копыта, у кошки когти, у лошади грива, у кошки- нет. Кошка видит в темноте, лошадь нет. Лошадь есть траву, кошка- мясо. Лошадь большая, а кошка… задавайте «провокационные» вопросы для развития сообразительности: чем отличается столб от дерева? Ворона от лебедя? Занимаясь в рамках игры на наблюдательность и логику «что лишнее», не давайте только простые ряды вроде лошадь, кошка, стул, собака. Развивайте интеллект. Цыплёнок, одуванчик, василёк – что лишнее? Можно убрать василёк- он же синий! Можно убрать цыплёнка – это же не растение! Тренироваться убрать лишнее или рассказать, что общее и в чём различия необходимо не только по картинкам-подсказкам, но и на слух. ![]() Уметь различать плоскостные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал), объёмные фигуры (шар, куб) Уметь свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д. Путать понятия на и над, по и под, из-под и из-за нельзя! · Иметь графические навыки. То есть, рука к школе должна «стоять». Ребёнок должен уметь пользоваться карандашами, ручкой, фломастерами, кисточкой, вырезать простые фигуры ножницами. Умение писать прописные буквы, в принципе, не является строго обязательным, но если вы заглянете в прописи 1 класса, то увидите странную картину. Во-первых, печатные буквы теперь в школе вообще не пишут. А на привитие навыков безотрывного письма письменными буквами отводится только 3-4 месяца. Чтобы легко схватить написание слов, лучше, если ребёнок лет с двух много лепил, рисовал красками и карандашами, вырезал из бумаги и клеил аппликации, увлекался паззлами и мозаикой. Уже с 4 лет рекомендуется учиться рисовать картинки-обводилки по точкам и пунктирным линиям, а хотя бы за полгода до школы приучился писать в строчках и клеточках крючочки и фигурки. Купите любые прописи для дошкольников, например, Узоровой и Нефёдовой. Причём прописи и графические задания должны быть 5 разных типов. 1. задания-обводилки по пунктирным линиям, 2. задания – штриховки (заштрихуй внутри контура). 3. дорисовки и дополнялки (нарисуй вторую половинку предмета, перерисуй по клеточкам точно также картинку, дорисуй вторую неполную картинку, имея образец дорисованной картинки. 4. графические диктанты. 5. рисование фигурок, цифр и элементов букв по клеточкам и строчкам. Мой опыт подсказывает, что если ребёнок не любит рисовать и, придя на курс подготовки к школе, с трудом держит ручку, то помочь укрепить мелкую моторику смогут только ежедневные тренировки. В таком случае ежедневно в течение года до поступления в школу нужно писать не менее 5 строчек заданий. Заодно такая ежедневная тренировка приучает ребёнка к быстрому выполнению заданий, и домашние работы будут выполняться на порядок быстрее. Продолжение следует. Читайте скоро "Как подготовить ребенка к школе? Часть II"
Ключевые слова: Обсуждение в форуме "Мама и малыш. Саратов"Как подготовить ребенка к школе? Часть I 07.06.2010 10:07 mama.sarbc Оценить статьюСтатьи на эту тему
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Перейти в рубрику
Ребенок от 7 до 12 лет. Статьи
|
![]() | ОРГАНИЗАЦИИ | ![]() |