![]() | ![]() | |||||||||
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью бич 21 века. Что делать?Самое распространенное современное психоневрологическое расстройство и причина плохого поведения детей - это СДВГ. Непослушание, трудности в обучении, во взаимоотношениях с окружающими, заниженная самооценка-всё это симптомы дефицита внимания, а не невоспитанности ребенка! Про таких детей обычно говорят – «он не умеет себя вести», «ни секунды не сидит на месте», «у него ужасный подчерк», «плохая память» и т.д.
Диагноз СДВГ ставят обычно года в три - когда признаки СДВГ едва уловимы родителями, но зато их уже увидел невролог. Родители начинают замечать неладное в поведении ребенка после шести лет и в младшей школе. Нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность, неусидчивость, забывчивость, выкрикивания с места в классе - ребенок просто не может это контролировать. Он ни в чем не виноват! И это не вы его плохо воспитали, так он растет. Нет смысла браться за ремень-это не только не поможет, но и усугубит поведение ребенка. Причины СДВГ - возможно это генетические факторы, особенности строения мозга, родовые травмы, инфекции, перенесенные в раннем возрасте и др. ![]() Основные признаки СДВГ: 1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь. 4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). 5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. 6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы). 7. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. 8. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 9. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. 10. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 11. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». 12. Часто бывает болтливым. 13. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца. 14. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 15. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры). Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Что делать? СДВГ – не болезнь и таблетками ее не вылечить. Единственное, чем можно облегчить жизнь ребенка – это научиться самим правильно и спокойно реагировать на его поведение. Нормализовать психологическую обстановку в семье, избегать конфликтных ситуаций, не повышать голос, прививать ребенку навыки аккуратности и самоорганизации, помогать ребенку, научиться контролировать свои эмоции, установить контакт с учителями и родителями одноклассников, повышать самооценку ребенка, внушать ему уверенность в себе, хвалить за любые успехи в учебе. Дома необходимо поддерживать четкий распорядок дня, систему поощрений- ограничений, не допускать переутомления ребенка. Очень полезны физические нагрузки и ежедневные прогулки на свежем воздухе. Поощряйте любые стремления и увлечения (шахматы, чтение и т.п.), как можно больше уделяйте ребенку внимание. Игры- задания, направленные на оказание помощи ребенку с СДВГ в освоении учебного материала. Можно выполнять самостоятельно, с помощью родителей, учителя, психолога. Задание «Ассоциативный ковер» ЦЕЛЬ: обогащение словарного запаса, развитие воображения, гибкости и беглости дивергентного мышления, создание положительного эмоционального отношения к уроку. СОДЕРЖАНИЕ: ученик называет и записывает на чистом листе или на доске одно существительное (например, «яблоко»). Затем он придумывает два слова, которые, на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например, «зеленое» и «сад»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им слов-ассоциаций (например, «зеленое» - «покрывало», «растение»; «сад» - «заброшенный», «фрукты») и т.д. Упражнение можно провести один-два раза в течение недели, можно сделать его определенным ритуалом начала урока, можно, придумав цепочку слов, вернуться к ее продолжению через день, два, неделю. Также упражнение может служить разминкой перед каким-либо видом работы (например, перед написанием сочинения) или отдельным этапом индивидуальной коррекционной работы. РЕКОМЕНДАЦИИ: при работе с учащимися с низким уровнем готовности к систематическому изучению грамматики и орфографии выбор слов-ассоциаций не ограничивается учителем (это могут быть существительные, глаголы, прилагательные и др.). По мере изучения теоретического курса можно вводить дополнительные условия: все слова должны относиться только к категории существительных; все использованные ребенком глаголы должны быть только настоящего времени и т.д. Могут быть оговорены дополнительные ограничения: использовать ассоциации только по смежности, по сходству, по контрасту. Задание «Сочинение – 4 минуты» (А.М. Ильин) ЦЕЛЬ: развитие воображения, гибкости и беглости мышления, волевой регуляции, ориентации во времени, умения четко формулировать свои мысли, создание положительного эмоционального настроя к написанию сочинения. СОДЕРЖАНИЕ: учитель просит учащихся назвать два существительных, а затем весь класс в течение четырех минут пишет мини-сочинение ровно из четырех предложений с использованием названных слов. По окончании времени написания сочинения учитель предлагает желающим прочитать свою работу. Когда сочинения прочитают 5-6 человек, можно переходить к другим упражнениям. РЕКОМЕНДАЦИИ: данное упражнение помогает учителю учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Так, если оно повторяется из урока в урок и становится ритуалом, тревожные ученики на первых этапах могут не читать вслух свои сочинения, а только выполнять письменно работу. Гиперактивные дети, испытывающие потребность в двигательной и речевой активности, получают возможность в числе первых представить классу результаты своего труда. Как показывает практика, подобный вид работы способствует развитию речи, умения писать сочинения. После проведения подобной работы в течение длительного времени у учащихся повышается мотивация к выполнению этого вида работы, снижается тревожность. Задание «Я - звезда» (А.К. Колеченко) ЦЕЛЬ: формирование позитивной Я-концепции, повышение самооценки, развитие мотивации достижения, снижение уровня тревожности. СОДЕРЖАНИЕ: каждый ученик выбирает известного литературного героя (исторического деятеля, политика, артиста и др.) и в течение 2-3 минут произносит монолог от его имени, высказывая при этом точку зрения на различные события (в стране, в мире, в школе), чувства и эмоции. Остальные учащиеся пытаются отгадать, чей образ моделирует выступающий. Удачные фразы, движения могут быть отмечены аплодисментами присутствующих. РЕКОМЕНДАЦИИ: это задание может выполняться группой учеников, в этом случае прозвучит диалог известных литературных героев или будет разыграна ситуация с их участием. Выполнение задания способствует повышению самооценки учащихся, выступающих в роли статусных фигур, общепризнанных в обществе. Задание «Тихий ответ» ЦЕЛЬ: снижение уровня тревожности, формирование уверенного поведения учащихся. СОДЕРЖАНИЕ: учитель формулирует вопрос, на который все учащиеся должны дать краткий письменный ответ в тетради, затем он проходит по классу, наклоняясь к некоторым ученикам. Они тихо, шепотом сообщают учителю ответ. Процесс опроса продолжается столько, сколько требуется учителю. РЕКОМЕНДАЦИИ: выполнение задания позволяет учесть индивидуальные особенности некоторых учеников. Например, учитель может подойти в первую очередь к импульсивному ребенку (чтобы он реализовал потребность в вербальном взаимодействии), затем – к рефлексивному и т.д. Кроме того, подобный опрос способствует решению проблемы разнотемповости мыслительной деятельности учащихся, формируя доверительные отношения учащихся с учителем. Игра «Обмани глаза» (М.С. Рузина) Дети повторяют только те движения, которые видят, не обращая внимания на слова ведущего, который иногда специально делает ошибку.
Ключевые слова: Оценить статьюСтатьи на эту тему
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Перейти в рубрику
Особые дети. Статьи
, Детская психология. Статьи
|
![]() | ОРГАНИЗАЦИИ | ![]() |