Когда начинать учить ребенка читать?

С этим тезисом из всем знакомого стихотворения не поспоришь. Но только это ценое умение становится важным в определенный момент. В какой именно?

Когда-то Россия считалась самой читающей страной в мире. Сегодня мы занимаем непочетное 7-е место, нас опережают даже Таиланд и Египет. Среди причин катастрофического снижения интереса к чтению – внедрение цифровых и ТВ технологий и компьютеризация. Однако помимо компьютера и телевизора на «книжный» интерес влияет и… преждевременное обучение чтению. Эксперименты с ранним интеллектуальным развитием могут серьезно отразиться на психике малыша, на долгие годы отбив у него желание полистать книгу.

Когда лучше начинать учить ребенка читать?Новые веяния
Сторонники раннего обучения утверждают, что наиболее важным периодом в обучении является возраст от 3 месяцев до 3 лет. «После 3 уже поздно» − так называется знаменитая книга основателя японской Ассоциации раннего развития Масару Ибуки, одного из крупнейших идеологов раннего обучения. «Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Не надо бояться «перекормить» его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию», − говорится в книге Масару Ибуки. На этом тезисе построены все известные методики раннего умственного развития: Глена Домана, Зайцева, Никитиных. Авторы считают, что наиболее эффективно стимулировать мозговую активность в период интенсивного роста мозга − до 6−7 лет: чем младше ребенок, тем проще его обучать.

У нас мода на раннее развитие и чтение с пеленок стала популярна последние 5−7 лет. Причем нередко родителями, увлекающимися ранним обучением, движет личная нереализованность, жизненная неудовлетворенность, которую они замещают мечтами сделать из малыша вундеркинда или гения. Разумеется, это происходит неосознанно – взрослые уверены, что закладывают прочный и надежный фундамент его будущего. Но у преждевременной интеллектуализации существует масса «подводных камней».

Горячие головы
Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа.

С начала беременности до 3 лет. На данном этапе формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

С 3 до 7−8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительное, вкусовое, слуховое, кинестетическое, обоняние, осязание.

С 7−8 до 12−15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную сознательную психическую деятельность.

Когда лучше начинать учить ребенка читать?Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап, стимулирование и опережение развития негативно сказываются на процессах, которые согласно «природной программе» должны закладываться в данный момент. Реакция на ранее обучение может проявиться не сразу, а спустя годы, вылившись отклонениями в эмоционально-личностных взаимоотношениях, тиках, неврозах, заикании. К тому же чтение в раннем возрасте – сильное умственное напряжение для ребенка, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжение центров дыхания и пищеварения.

Дети младше пяти лет почти не понимают смысла прочитанного самостоятельно. Так зачем учить их читать? А что глаза?
Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют обучать чтению ранее 5-6 лет, когда еще не закончилось формирование цилиарной мышцы, отвечающей за зрение. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Насколько это обоснованно?
Американский профессор Р. Мур говорил: «Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы дошкольного обучения ведут к успеху; напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное количество результатов исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше занимаются дети, начавшие учиться позже».

Когда лучше начинать учить ребенка читать?Юность гения
Еще одной негативной стороной ранней интеллектуализации малыша является десоциализация. Период до 7 лет чрезвычайно важен для психоэмоционального развития ребенка. В первые годы закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, преданность, честность, справедливость и т. п.

Самое важное для малыша на данном этапе – научиться контактировать с внешним миром, вступать в отношения, чувствовать других людей. С первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными эмоциональными переживаниями, а лет с 3–4 − сюжетно-ролевыми играми. Раннее же обучение серьезно искажает восприятие и психическое состояние ребенка: малыш, не пройдя обязательного этапа игровой подготовки, сразу окунается в обучающую среду. Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел в дальнейшем будет почти невозможно.

Подавляющее большинство вундеркиндов страдают неуверенностью, депрессиями, неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Психоневролог-психотерапевт профессор Вилен Гарбузов считает, что речь идет об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. «Буквы, цифры, схемы, ноты подавляют образное мышление. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным».

А это зачем?
При обучении чтению важнейший аспект – мотивация. Малыш должен учиться читать не по указке родителей, а по собственному желанию. Обучение − процесс не из легких, и, если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, уроки будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом и пользы от них не будет никакой.

Важно также понимать, какую цель преследует обучение, особенно ранее. Ребенок в три года может бегло читать, но ему самому это радость вряд ли принесет. В этом возрасте процесс складывания букв в слова затруднителен, и, пока кроха дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил у него уже не хватает. Таковы возрастные особенности детей до 5−6 лет. По статистике, 70% де-тей до 5 лет не понимают прочитанное самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читаем мы, взрослые. Какой напрашивается вывод? Больше читайте детям.

Ключевые слова:
- подготовка к школе
- ранне развитие
- учимся читать

По материалам сайта: Счастливые родители

Обсуждение в форуме "Мама и малыш. Саратов"

Когда лучше начинать учить ребенка читать?

  • С этим тезисом из всем знакомого стихотворения не поспоришь. Но только это ценое умение становится важным в определенный момент. В какой именно? Когда-то Россия считалась самой читающей страной в
    21.08.2011 21:31 – mama.sarbc
  • Оценить статью

    Статьи на эту тему
    • 8 типов интеллекта Г. Гарднера
      Знаменитый американский психолог и специалист в области клинической психологии Говард Гарднер (известный автор понятия «множественный интеллект») пришел к выводу, что человеческий интеллект можно разделить условно на 8 типов
    • Чем занять ребенка перед сном?
      Вечерний дневник. Для этого занятия подойдет блокнот, записная книжка в переплете или просто листы бумаги. Вместе с ребенком записывайте, какие примечательные события произошли в этот день. Спросите, что ему особенно запомнилось, и запишите. Некоторые дети будут с удовольствием долго и подробно рассказывать о том, 'что им хотелось бы записать. Другим потребуются наводящие вопросы: что тебе понравилось сегодня больше всего? Тебя что-нибудь расстроило? Ты хочешь завтра опять этим заняться? Вспомни какой-нибудь забавный случай. Расскажи, что нового ты узнал сегодня...
    • Оригинальные идеи дизайна детских комнат
      Когда дело касается оформления детской комнаты-фантазии есть где разгуляться! Множество разнообразных вариантов дизайна вы можете найти в интернете или выдумать самостоятельно. Мы подобрали для вас несколько классических вариантов оформления в супергеройском стиле, для будущих космонавтов, капитанов и конечно для маленьких принцесс.
    • Зимний рацион малыша
      По большому счету особых различий между зимнем рационом и летним нет, да и вопрос питания - достаточно индивидуальный. Но все же в холодное время года хочется поддерживать запас витаминов, набранных летом, укреплять иммунитет и противостоять простудным заболеваниям..
    • Не просто завтрак, а целое искусство!
      Всё просто, а какая красота! И главное,как аппетитно! Даже самый привередливый ребенок не откажется от такого завтрака!
    5
    0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

    Перейти в рубрику Ребенок от 3 до 7 лет. Статьи

    СТАТЬИ - МАМА И МАЛЫШ

    ОРГАНИЗАЦИИ

    ПОИСК ПО СТАТЬЯМ

    НОВОСТИ