ак жить с подростком? 3 истории со счастливым концом

Ќаталь€ »нина

Ђ¬торое рождениеї, Ђпустын€ отрочестваї, Ђмучительный поиск себ€ї и†тому подобное... ¬от что пишут выдающиес€ писатели, врачи и†ученые о†том невыносимом подростке, которого не†оторвать от†компьютера, который непрерывно болтает по†телефону, разбрасывает гр€зные носки, не†моет посуду и†не†делает уроки... ¬†обычной жизни этого отрока называют Ђбезответственный эгоистї, Ђбездельникї, Ђоболтусї...

ЂЌу†какие у†него могут быть проблемы? Ч†раздраженно и†устало спрашивают отцы про своих подросших сыновей. Ч† атаетс€ как сыр в†масле. ¬от €†в†его годы!ї.

Ђ¬ы†зайдите в†ее†комнату. “ам будто бомба взорвалась! ќна вообще не†убирает, а†ведь она†же девочка! ѕро гр€зную посуду и†помощь маме €†просто не†заикаюсь. “о†торчит у†зеркала, то†болтает по†телефону, то†сидит в†интернете, это теперь главное в†ее†жизни! ј†как†же уроки?ї†Ч возмущаютс€ матери своими подросшими дочками.

»†этих родителей можно пон€ть! ƒействительно, надо иметь много терпени€, чтобы пережить подростковый возраст своих†детей. Ќо†все†же почему именно этот возраст считаетс€ таким важным дл€ всей будущей жизни человека, дл€ становлени€ его личности?

ѕодростковый возраст: что происходит?

Ќачнем с†того, что психика ребенка, вход€щего в†отрочество, обретает чрезвычайно важное качество†Ч ребенок начинает†осознавать†себ€. ƒо†этого возраста ребенок не†занимаетс€ рефлексией†Ч когда он†радуетс€ или плачет, он†весь в†радости или печали. Ќо†подросток, радуетс€ он†или плачет, уже способен наблюдать за†собой. »менно поэтому главными вопросами отрочества €вл€ютс€ вопросы Ђ “ќ†я?ї и†Ђ ј ќ… я?ї.

¬†психологии это называетс€ поиск идентификации†Ч попытка найти себ€, узнать свои качества и†свойства, сравнить себ€ с†другими, определить и†отсто€ть свое место в†обществе других людей. √лавный вопрос состоит в†том, как и†каким образом решаютс€ эти проблемы. ƒавайте подробнее остановимс€ на†них.

ќтрочество†Ч период, который имеет биологическое начало и†культурный конец. Ќачнем, как и†полагаетс€ в†любом деле, с†этого бурного начала. ‘изиологи называют его Ђскачок ростаї, Ђгормональна€ бур€ї, Ђэндокринный штормї. –езкое изменение внешности толкает подростка к†зеркалу, в†котором часами он†будет детально разгл€дывать €вные, не†всегда привлекательные изменени€ в†собственном облике. ѕрыщики, п€тнышки, волоски, недостаточный или избыточный рост, худоба, полнота†Ч это лишь часть той волны тревог, которую подростки испытывают относительно своей внешности.

Ќе†надо загл€дывать в†медицинскую энциклопедию, чтобы вспомнить, насколько эндокринна€ система вли€ет на†настроение человека†Ч чувство тревоги, возбудимость, то†слезы, то†смех, то†бессонница, то†беспробудный сон... ѕопробуйте сохранить спокойствие, когда с†вашим организмом происходит такое! Ќо†это еще не†все, точнее, не†главное.

ћожно†ли уважать лень?

≈сли физиологически происходит Ђвзрывї, то†психологически это можно было†бы назвать Ђразрывомї†Ч неумолимо заканчиваетс€ детство, такое знакомое и†пон€тное, а†впереди ма€чит мир взрослых, ман€щий, но†одновременно пугающий и†чужой.

≈сли попытатьс€ вычленить основные состо€ни€ подростка, то†это будут Ђконфликтї и†Ђпоискї. ”же способный к†осознаванию отрок больше не†удовлетворен той картиной мира, которую он†видел в†детстве и†которой безоговорочно довер€л. –одители перестают быть идеалами и†авторитетами, соответственно, все их†ценности и†правила подвергаютс€ безжалостной критике. –асколотое на†части и†оставленное позади детство вызывает у†подростка обычно злость и†насмешку†Ч открытость, доверчивость, искренность, которые были ему свойственны еще вчера, сегодн€ €вл€ютс€ дл€ него критери€ми глупости и†наивности.

ѕодросток изо всех сил пытаетс€ быть взрослым, но†в†душе все еще остаетс€ ребенком. »менно эта двойственность, бытие между двум€ мирами, отсутствие внутренних опор порождает тот самый конфликт, который вырываетс€ наружу резкими, подчас грубыми словами и†поступками. ¬нутренн€€ потер€нность, ощущение неопределенности вызывают сильную устойчивую тревогу, котора€ свойственна всем подросткам в†той или иной степени. ќттого они так нуждаютс€ в†поддержке, уважении, прин€тии взрослых.

Ќо†как уважать, принимать, поддерживать тот образ жизни, который обычно демонстрирует подросток, как поддерживать лень и†расхл€банность, как уважать бесконечное кручение перед зеркалом, как принимать многочасовые разговоры со†сверстниками? ≈сли†бы наши дети соблюдали режим, учились на†Ђп€теркиї, убирали свою комнату, помогали родител€ми, вот тогда мы†и†уважали†бы их, и†принимали!

Ќо†напомню базовое правило воспитани€: нельз€ отношение к†ребенку строить только на†основании того, что он†делает. Ќужно раздел€ть ребенка и†его действи€. –ебенку всегда нужно говорить Ђƒј!ї, а†вот его действи€ будут получать ту†оценку, которую заслуживают. »менно это отношение и†называетс€ Ђбезусловной любовьюї. ≈сли в†детстве мы†имели опыт такой безусловной† любви, то†любые испытани€ жизни мы†сможем выдерживать достойно.

»стори€ перва€: как перестать давить

¬ернемс€ к†нашим подросткам.  ак найти в†себе силы любить, принимать и†уважать†то, что они вытвор€ют? ƒавайте попробуем увидеть за†тем, что делают наши подросшие дети, их†самих, их†тревогу, их†растер€нность, их†неопытность, в†конце концов! Ќо†дл€ этого нам надо преодолеть свой собственный эгоизм.

Ћегко любить маленького ребенка, он†ведь такой милый, такой чудесный, такой красивый, он†так похож на†мен€, он†нуждаетс€ во†мне, он†стараетс€ быть послушным. Ётот ребенок†Ч ћќ…! ¬от главное условие прин€ти€ дл€ многих родителей.

ѕодростка уже трудно назвать Ђсвоимї. ќн†всеми силами демонстрирует независимость, он†отталкиваетс€ от†того, что мы†ему предлагаем и†советуем. Ђ–аз ты†так, то†и†€†буду так†же!ї†Ч обиженно говор€т родители в†ответ на†ту†дистанцию, которую выстраивают их†дети. ¬†результате возникает конфронтаци€ в†семье, начинаетс€ борьба против лени подростка, против его безответственности, против его бесконечных развлечений, а†если сказать €снее†Ч начинаетс€ борьба против него самого!

¬†этой борьбе обычно проигрывают все. ќдна мудра€†мама†рассказала мне о†своем опыте общени€ с†сыном, которому было около двенадцати лет. Ђя†не†знала, что делать! ќн†был неуправл€ем, делал что хотел. я†пыталась говорить с†ним, но†он†не†слушал мен€. я†решила применить жесткие методы: начала контролировать его, ограничивала его свободу передвижени€, перестала давать ему деньги на†карманные расходы, строго следила за†выполнением уроков, но†ничего не†мен€лось.

 ак-то вечером €†подошла к†нему разъ€ренна€, он†все еще болтал по†телефону, а†уроки были не†сделаны. я†сразу начала с†претензий. Ќо†он†ответил так, что €†осеклась. ќн†сказал мне спокойно и†обреченно: Д“ы†уже лишила мен€ всего, остаетс€ лишить мен€ только еды и†одеждыУ.

я†внимательно посмотрела на†него и†увидела перед собой замученного, несчастного мальчишку, который сам не†знает, что ему делать! ћне стало его так жалко, что €†просто обн€ла его, попросила прощени€ и†ушла. Ќа†следующий день €†увидела, что он†убрал свою комнату. “ак постепенно мы†стали лучше понимать друг друга, €†перестала давить на†него. я†все врем€ вспоминала его слова, они помогали мне не†забыть, что ему тоже очень трудно. Ќо†ведь вместе справл€тьс€ всегда легче!ї

»стори€ втора€: как пойти навстречу

”вы, не†всем родител€м хватает чуткости и†мудрости перешагнуть свои обиды, свой эгоизм, и†увидеть†то, что стоит за†внешними про€влени€ми. я†помню одну семью, которую мне довелось консультировать. ∆алобы родителей на†четырнадцатилетнего сына были типичны: не†слушает, не†делает, не†помогает, не†убирает, не†учитс€. я†внимательно смотрела на†мальчика, который, съежившись, сидел в†кресле, не†проронил ни†слова, но†губы его все врем€ дрожали, будто он†вот-вот расплачетс€.

я†дала маме, папе и†сыну большой чистый лист бумаги и†предложила что-нибудь совместно нарисовать. ¬†такой совместной де€тельности можно увидеть, как люди на†самом деле взаимодействуют друг с†другом, а†вовсе не†то, что они пытаютс€ рассказать о†себе и†своих взаимоотношени€х.

«наете, что €†увидела? ћама размашисто и†увлеченно, не†вид€ других участников процесса, рисовала цветы. ќни получились красивыми, но†огромными, на†общем листе они занимали половину пространства и†не†были св€заны с†рисунками других. ѕапа тоже нарисовал отдельную картинку примерно на†одну треть листа, это был гул€ющий по†парку мужчина с†собакой на†поводке.  артинка мальчика уместилась на†одном квадратном сантиметре на†самом краю большого листа†Ч это были две крошечные гитары, одна подпирала другую. »†все!

я†вы€снила, что мальчик давно и†безнадежно хотел научитьс€ играть на†гитаре, но†родители были категорически против. ќн†был не†единственным ребенком в†семье, и†от†него требовалось жить четко по†инструкции, чтобы не†мешать остальным дет€м и†не†создавать проблем родител€м.

я†объ€снила родител€м†то, что диагностически показало их†совместное рисование: на†одном сантиметре не†может уместитьс€ человеческа€ жизнь, тем более жизнь подростка. ћальчик нуждалс€ в†помощи и†уважении, он†хотел пробовать что-то новое, искать и†находить себ€.

Ќо, еще раз повторюсь, пойти навстречу подростку, преодолеть свои планы и†представлени€ о†его будущем, и, не†жале€ усилий и†терпени€, прот€нуть ему руку†Ч это родительский подвиг. Ќе†каждый на†это способен. Ќо†если это случаетс€†Ч результат бывает поразительный!

»стори€ треть€: как пон€ть, что ему нужно

ќднажды ко†мне обратилась супружеска€ пара. ”†мужа от†первого брака осталс€ сын. ѕосле развода мальчик сначала жил с†матерью. Ќо, к†сожалению, мать, так и†не†оправившись от†развода, жила с†обидой на†отца, а†сын стал дл€ нее Ђкозлом отпущени€ї. ¬†результате мальчик переехал к†отцу, причем это было полностью его, мальчика, решение, которое совпало с†желанием взрослых.

∆ена отца, его мачеха, женщина симпатична€ и†отзывчива€, активно вз€лась за†воспитание парн€. »†спорт, и†английский €зык, и†репетиторы, и†театры, и†поездки†Ч всего было вдоволь. ќднако мальчик (а†было ему уже около тринадцати лет) стал замкнутым, начал врать, избегать контактов, перестал учитьс€.

ћачеха, естественно, была недовольна, ей†было обидно, что все ее†огромные усили€ не†принос€т плода, более того, часто просто отвергаютс€.  огда они с†мужем, отцом мальчика, пришли на†консультацию, главной жалобой было поведение сына, его вранье, его нежелание учитьс€. ћачеха была очень обижена на†пасынка, считала его неблагодарным.

я†сказала: Ђ¬ы†Ч молодец, вы†очень много делаете дл€ развити€ парн€, но, простите, могли†бы вы†объ€снить†Ч зачем вы†это делаете?ї. Ётот вопрос был совершенно неожиданным дл€ нее. ќна замолчала, задумалась, потом сказала: Ђя†это делаю дл€ мужа, хочу, чтобы он†был спокоенї. —казала и†заплакала.

я†понимала, почему она плачет. ћы†вскрыли нарыв, и†это было больно. ќна вдруг пон€ла, что все усили€, которые она тратила на†мальчика, на†самом деле предназначались его отцу. –ади него она так старалась быть хорошей мачехой его сыну.

Ќо†ведь и†мальчик чувствовал это. ќн†тоже чувствовал, что все многообразие предложений и†возможностей на†самом деле были адресованы не†ему, поэтому он†и†не†принимал†их.

Ёта замечательна€ женщина смогла перешагнуть через свои обиды и†претензии, она смогла увидеть своего пасынка открытыми глазами, и†это вскоре дало положительные результаты.

»з книги†"»спытание детством. „то мешает нам быть счастливыми?"

 лючевые слова:
- подростки

ќценить статью

—татьи на эту тему
  • ¬.ј. —ухомлинский. –одительска€ педагогика
    Ќет благороднее, выше миссии дл€ человека-творца, чем отцовство и материнство. — той поры, как частица от твоей плоти стала дышать и открыла глаза на мир, ты возложил на себ€ огромную ответственность: каждое мгновение, вид€ своего ребенка, ты видишь себ€. ¬оспитыва€ своего ребенка, ты воспитываешь себ€, утверждаешь свое человеческое достоинство.
  •  ак справитьс€ с чувствами?
     аждый человек хот€ бы раз с жизни сталкиваетс€ с проблемой неразделенных чувств. ¬се ведут себ€ по разному: -кто-то добиваетс€ выбранного объекта; -кто-то просто ждет и страдает; -а кто-то пытаетс€ победить свои чувства. √де здесь правильный вариант трудно сказать, но если вы выбрали третий путь, если вы решили загасить чувства, так внезапно вспыхнувшие и так сильно взволновавшие гладь вашей души эта стать€ дл€ вас.
  • «апах тела
    ћногие подростки сталкиваютс€ с проблемой запаха пота, что нередко св€зывают с несоблюдением гигиены после зан€тий спортом. ѕри этом часто не учитываетс€ такой фактор, как активность некоторых бактерий в сочетании с гормональными изменени€ми, а также склонность представителей данной возрастной группы к использованию химических дезодорантов, которые убивают естественную флору тела и позвол€ют бактери€м вырабатывать токсины и пахучие вещества.
  • ‘антази€ и ложь
    “ема детского врань€ беспокоит каждую мамочку. ѕочему одни мамы встали на позицию Ђни слова неправдыї, а другие убеждают, что не так то уж ложь и плоха. “олько, мол, надо знать, где, когда и кому говорить неправду. ƒл€ начала скажу так: правы все.  ак это может быть? Ёлементарно. ѕросто неправда бывает разной. » реагировать на неЄ надо по-разному.
  • Ѕисексуален ли мой ребенок или  аковы основные периоды взрослени€
    ѕоддерживайте и старайтесь развивать в нем именно мужские качества, относитесь как к мужчине. ƒл€ формировани€ представлений о себе как мужчине, прин€ти€ этой роли, важно чтобы в окружении сына были мужчины, на которых хотелось бы быть похожим Ц с €рко выраженными положительными мужскими качествами.
1
1
ƒобавл€ть комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


ѕќѕ”Ћя–Ќџ≈ —“ј“№»

—троительство дома за материнский капитал
ѕриобретение дома с использованием материнского капитала стало попул€рной возможностью дл€ многих семей, стрем€щихс€ улучшить свои жилищные услови€. ¬ этой статье мы рассмотрим, как можно использовать материнский капитал дл€ покупки или строительства дома, какие услови€ и требовани€ существуют в этой сфере, а также какие шаги необходимо предприн€ть дл€ реализации этой возможности. ѕонимание мат ...
ќтборный юмор и прикольные фото
¬ мире, где каждый день приносит новые вызовы и стресс, юмор становитс€ не просто развлечением, а насто€щим спасательным кругом дл€ нашего душевного равновеси€. ќтборные шутки, смешные фото приколы и прикольные картинки с девушками, а также интересные истории и пикантные моменты — все это части пазла, формирующего наш сайт хорошего настроени€. Ќа сайте https://yaustal.com/ дл€ вас собрана ...
Ћечение трихотилломании
≈сли вас интересует лечение трихотилломании у профессионалов, то можете обратитьс€ к специалисту  оноваловой ќксане. ќна оказывает реальную помощь своим пациентам. Ћюди остаютс€ довольны таким сотрудничеством. ѕочему стоит лечить трихотилломанию “рихотилломани€ – это психологическое расстройство, характеризующеес€ непреодолимым желанием выдергивать свои волосы. Ћечение этого состо€ни€ ...

—“ј“№» - ћјћј » ћјЋџЎ

ќ–√јЌ»«ј÷»»