¬.ј. —ухомлинский. –одительска€ педагогика

Ѕ≈—≈ƒј ѕ≈–¬јя.   ћј“≈–»Ќ— ќћ” » ќ“÷ќ¬— ќћ” ƒќЋ√” „≈Ћќ¬≈ ј Ќјƒќ √ќ“ќ¬»“№ „”“№ Ћ» Ќ≈ —  ќЋџЅ≈Ћ» Ч ¬ќ“ ¬ „≈ћ ѕ–ќЅЋ≈ћј

ћать привела в школу дочь.

ћатьЕ ќна почти не изменилась с того времени, как 10 лет назад вышла к столу, вз€ла экзаменационный билет и без подготовки выдержала экзамен Ц блест€ще ответила на все вопросы по истории. ѕотом Ч такие же ответы по литературе, по математике, химии, физике. ќна была гордостью школы. ѕрошли годы. —ейчас она уже мать, привела записывать в дошкольную группу дочку. —ловно угадыва€ мое желание узнать что-нибудь о ее жизни, молода€ мать рассказывает:

Ц ѕоступила в институт, окончила два курса. ”чилась очень хорошо. Ќо суждено было иное. ¬ышла замуж. ” мужа работа была св€зана с переездами, институт пришлось оставить. — мужем прожила полгода. –азошлись.  огда скажешь кому-нибудь об этом Ч сочувственно молчат или пытаютс€ утешить какими-нибудь случайными словами. Ќе нужно ни сочувстви€, ни утешени€. я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности.

∆енщина вздохнула и замолчала. я чувствовал, что ее волнуют те же мысли, которые не один год волнуют и мен€, и спросил:

Ц  ака€ же у вас обида?

Ц Ќе учили жить. ¬едь разошлись мы с мужем не из-за какого-то разочаровани€ друг в друге, не из-за того, что, как привыкли говорить, Ђне сошлись характерамиї. Ќет, мы просто не умеем жить. Ќе умеем быть мужем и женой. Ќи он, ни €. Ќе умеем любить друг друга. ƒа, человеческа€ любовь требует большого умени€. ћы просто не представл€ли себе, что это такое Ц любовь мужа и жены, и никто нам даже не пыталс€ сказать об этом. Ќе умеем мы уважать друг друга. Ќе умеем чувствовать р€дом с собой человека. Ќе умеем уступать друг другу. Ќе умеем подчин€ть чувства разуму, не умеем дорожить жизнью, Ч о, как это важно, уметь дорожить жизнью!

” нас тогда был большой разговор с молодой матерью. ќн навсегда сохранилс€ в моей пам€ти и в сердце. » сейчас, когда € стал писать –одительскую педагогику, € подумал: где же перва€ страница этой книги? ѕервой страницы-то и нет Ч вот в чем беда. —троим здание, а фундамента нет. ¬едь действительно, мы не учим в школе самому главному Ч не учим жить. ”чим всему, знают наши питомцы множество полезных и нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состо€нии матери€ в центре —олнца, и сколько атомов вещества в кубическом сантиметре межзвездного пространства, и что записано было в законах цар€ ’аммурапи, и что такое гравитаци€Е но ничего не знают о том, как человеку готовитьс€ к семейной жизни, что это значит Ч быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей. Ќе задумываемс€ мы Ц ни педагоги, ни родители, что важнейша€ мудрость жизни, которую должен постигнуть каждый наш гражданин, Ц это человеческие взаимоотношени€.


«абываем мы, что, образно говор€, каждое существо, рожденное человеком, еще не есть человек, человеком его надо сделать; каждое человеческое существо, как только оно научилось мыслить и чувствовать, устремл€етс€ к тому колодцу, который называетс€ счастьем Ц человеческим счастьем.  аждый жаждет счасть€, но далеко не каждый трудитс€, чтобы углубить этот колодец, открыть в нем новые родники. ”чить в детстве открывать родники счасть€ дл€ других людей Ч вот какого предмета пока еще, к сожалению, нет в школьном воспитании.

Ќа педагога, который посв€тил бы воспитательную беседу с восьмиклассниками или дев€тиклассниками теме Ђ¬заимоотношени€ мужа и жены в молодой семьеї, посмотрели бы как на чудака. ј между тем говорить об этом с молодежью значительно важнее, чем о гробницах ассирийских царей или о центре √алактики.

«амечали вы, конечно, вот что: как только на уроке в старшем классе заходит речь (по литературе, скажем, никак не обойдешь, программа требует) о любви, браке, рождении детей, лица подростков, юношей и девушек расплываютс€ в улыбках, начинаетс€ шушуканьеЕ ¬ этом, как в зеркале, € вижу легкомысленное отношение старших к важнейшим вопросам жизни человека, к его будущему. я считаю идеалом такое положение, чтобы в те мгновени€, когда речь заходит о любви, браке, дет€х, человек Ц и маленький наш человек, ребенок, и подросток Ц должен чувствовать то же самое, что чувствует эмоционально воспитанный человек при виде тыс€челетнего пам€тника искусства. Ќам, старшему поколению, надо научитьс€ говорить с детьми и юношеством о великом и прекрасном Ч любви, браке, деторождении, человеческой верности до гроба, о смерти и пам€ти сердца. ƒо тех пор, пока мы не научимс€ об этом говорить и думать, мы не научим наших детей чистоте и красоте помыслов и чувств. Ќевежество же в этой сфере оборачиваетс€ слезами и горем детей.

Ќа прот€жении последних 10 лет € изучил причины разводов 200 молодых семей. 189 разводов произошли именно из-за неумени€ молодоженов пон€ть друг друга. ¬ступа€ в брак, юноша и девушка пон€ти€ не имеют о той сложной, тонкой культуре взаимоотношений, которой требует жизнь в браке. »м никто не говорил, и они не знают, что жить в браке, жить изо дн€ в день вместе, в одной комнате, не в считанные часы свиданий, а всю жизнь, Ц это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напр€жение. ƒл€ этого нужна огромна€ духовна€ культура, духовна€ подготовка, школа мудрости.

ј школы этой, как ни странно, нет, нет поэтому и первой страницы –одительской педагогики. ѕоэтому к рождению детей некоторые молодые люди подготовлены в нравственном отношении так же, как неграмотный человек, не знающий азбуки, подготовлен к постижению философии. ∆изнь требует того, чтобы дл€ юношей и девушек в старших классах средней школы был введен курс о культуре взаимоотношений в семье, о браке, рождении и воспитании детей. » читать этот курс должен духовно богатый, морально прекрасный человек. Ќа убедительных фактах надо раскрывать перед завтрашними отцами и матер€ми суть той истины, что жить в браке Ч это значит ежечасно соприкасатьс€ мыслью, сердцем, чувствами с человеком, сначала с мужем, с женой, а потом с детьми. Ёто очень сложно и тонко Ч постигнуть разумом и сердцем, казалось бы, на первый взгл€д, простые жизненные вещи. Ёти вещи требуют большой мудрости матери, отца, педагога. » если мы по-насто€щему будем открывать перед юношами и девушками мудрость и сложность жизни, это поможет им стать зрелыми, осмотрительными, не будет того легкомысли€, которое еще есть сейчас во взгл€дах и поступках многих молодых людейЕ

Ѕ≈—≈ƒј ¬“ќ–јя. ќ √–ј∆ƒјЌ— ќ… » ћќ–јЋ№Ќќ… ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“» –ќƒ»“≈Ћ≈…

ћатеринские, отцовские чувства трудно передать словами. »х может вполне постигнуть лишь тот, кто сам стал отцом или матерью. ѕомню волнующее событие, которое произошло у нас в школе. ” молодых супругов Ч учител€ и учительницы Ч долго не было детей. ƒес€ть лет ждали он и она Ц ждали родительского счасть€ и уже мало верили, что оно загл€нет к ним. Ќо вот молода€ женщина забеременела. —о слезами радости рассказала она об этом в учительской Ц сначала женщинам, ну а женщины рассказали мужчинам. ¬се радовались и поздравл€ли. ј когда молодой отец привез жену с сыном домой, он, счастливый и взволнованный, зашел с ребенком на руках в школу. ’отел что-то сказать и заплакал. ј потом, преодолев волнение, сказал: Ђ— той минуты, как прозвучал его крик, € почувствовал себ€ совсем другим человеком. ќт сердца моего отделилась маленька€ крошка, а чувство такое, что это второе мое сердце, второе мое существої. ѕотом он рассказывал, что и в классах, на уроках, он теперь совершенно по-другому увидел детей. Ђ ажда€ детска€ боль стала моей собственной больюї.

¬думаемс€, отец и мать, в эти слова. –ожда€ ребенка, мы отдел€ем частицу своего сердца. Ќет благороднее, выше миссии дл€ человека-творца, чем отцовство и материнство. — той поры, как частица от твоей плоти стала дышать и открыла глаза на мир, ты возложил на себ€ огромную ответственность: каждое мгновение, вид€ своего ребенка, ты видишь себ€. ¬оспитыва€ своего ребенка, ты воспитываешь себ€, утверждаешь свое человеческое достоинство.

≈сть дес€тки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, п€тый шьет одежду. Ќо есть сама€ универсальна€ Ч сама€ сложна€ и сама€ благородна€ работа, едина€ дл€ всех и, в то же врем€, своеобразна€ и неповторима€ в каждой семье, Ч это творение человека.

ќтличительной чертой этой работы €вл€етс€ то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. ѕродолжа€ род человеческий, отец и мать повтор€ют в ребенке самих себ€, и от того, насколько сознательным €вл€етс€ это повторение, зависит моральна€ ответственность за человека, за его будущее.  аждое мгновение этой работы, котора€ называетс€ воспитанием, это творение будущего и взгл€д в будущее.

¬ воспитании органически сливаетс€ общественное и интимное. ¬ этом сли€нии, на мой взгл€д, и заключаетс€ гармони€ человеческого счасть€. ≈сли вы мечтаете оставить после себ€ след на земле Ч не об€зательно быть выдающимс€ писателем или ученым, творцом космического корабл€ или открывателем нового элемента периодической системы. ¬ы можете утвердить себ€ в обществе, воспитыва€ хороших детей. ’ороших граждан, хороших тружеников, хорошего сына, хорошую дочь, хороших родителей.

“ворение человека Ч высшее напр€жение всех ваших духовных сил. Ёто и жизненна€ мудрость, и мастерство, и искусство. ƒети не только и не столько источник счасть€. ƒети Ч это счастье, созданное вашим трудом. ѕомните это Ч и ты, юноша, с замиранием сердца ожидающий часа свидани€ с любимой, и ты, молодой отец, у которого в колыбели уже поет свою вековечную песню дит€, и ты, поседевший, умудренный радост€ми и тревогами семейной жизни, отец детей и дедушка внуков своих. —частье отцовства и материнства не манна небесна€, оно не приходит праздничным гостем, как только вы, юноша и девушка, стали мужем и женой. ќно трудное и выстраданное Ц это счастье, оно приходит только к тем, кто не боитс€ единообразного, многолетнего труда до самозабвени€. —ложность этого труда состоит в том, что он представл€ет собой сли€ние разума и чувств, мудрости и любви, умение, наслажда€сь нынешним мгновением, тревожно загл€дывать в будущее. “ам, где утрачена эта мудра€ отцовска€ и материнска€ способность, счастье становитс€ призраком.

¬споминаетс€ одна горька€ истори€. ∆ил в нашем районе добрый человек, хороший, почитаемый и уважаемый труженик Ц комбайнер. «а самоотверженный труд наградили человека орденом. „асто портреты его помещали в газетах, а однажды даже у дороги поставили стенд с большим портретом »вана ‘илипповича и написали: вот с кого надо брать пример. Ѕыл у »вана ‘илипповича сын Ч тоже »ван. Ћюбили отец и мать единственного ребенка, но неразумной была эта любовь: удовлетвор€ли все прихоти »васика. ѕокупали все, что пожелает дит€ (так до четырнадцати лет называли родители сына). ј сын почувствовал, что он купаетс€ в лучах отцовской славы, не испытал никаких трудностей Ч и вырос большим лодырем. ¬се ему доставалось легко, но чем легче достаютс€ человеку радости и счастье в детстве и отрочестве, тем меньше подлинного счасть€ знает он в зрелой жизни.

«адумайтесь над этой закономерностью воспитани€, дорогие мать и отец. ”чител€ приглашали, бывало, »вана ‘илипповича в школу, но ему все некогда было: то на заседании правлени€ колхоза, то в район вызвали дл€ обмена опытом, то в соседний колхоз поехал провер€ть договор на социалистическое соревнование. ќднажды случилось несчастье: избил »ван свою одноклассницу так, что врача пришлось вызывать. ѕослали за »ваном ‘илипповичем: иди, отец, скорее в школу, несчастье с сыном. Ђ акое несчастье?ї Ц тревожно спросил отец. –ассказали, в чем дело. ќтец облегченно вздохнул: Ђя думал, что с ним какое-нибудь несчастьеЕ Ќекогда мне сейчас в школу идти. ≈ду на слет ударниковї.

¬ечером »вана ‘илипповича все-таки удалось пригласить в школу. ¬ыслушав взволнованный рассказ воспитател€, не сказав ни слова, он пришел домой, избил сына, объ€сн€€ причину своего гнева: Ђ„тобы в школу мен€ больше не вызывалиї. ј на следующий день »васик пошел в поле, вз€л две горсти гр€зи и залепил глаза на отцовском портрете. ѕон€л »ван ‘илиппович, что воспитание Ч это тонка€ работа разума и сердцаЕ пон€л, но поздно. «адумаемс€ над этой жизненной историей. ѕоучительна она и дл€ того, чей сын в колыбели, и дл€ того, у кого дочь Ч невеста.

ѕолучил € недавно письмо от одного хорошего рабочего с ”рала. ЂЌаградили мен€ орденом, Ч пишет отец. Ц ¬се поздравл€ют, радость в доме. ј сын, подросток 12-летний, п€тиклассник, тоже поздравил мен€ Ц убежал из домуЕ —трашными стали дл€ мен€ эти дни. ѕередумал все, что делал, как жил. » пришел к выводу: не сын виноват, а €. Ќе знал €, чем он живет. ≈динственной заслугой моей, кажетс€, только и было, что породил егоЕ Ќи одной детской радости не принес ему. ј как только в школе кака€-нибудь неудача у сына Ч избивал его. ¬озненавидел мен€ сын. ¬от теперь € и стою на распутье: дл€ чего мне и орден, и почет, и уважение товарищей, если нет самого главногоЕї

ќценить статью

—татьи на эту тему
  • ћентальна€ арифметика в школе —оробан
  • ¬ас посетили органы опеки и попечительства. „то делать?
    —ейчас всЄ актуальнее становитс€ тема изъ€ти€ детей из семьи.  то то Ђпедалируетї еЄ самыми активными действи€ми. ¬идимо где то повышаетс€ спрос то ли на детей, то ли на детские органыЕ ¬ общем дело €сное, что дело темное. √лавна€ беда в том, что органы опеки и попечительства могут забрать ребенка не только из неблагополучной семьи, но и из самой обычной!
  • —индром эмоционального выгорани€. „то это?
    —индром эмоционального выгорани€ встречаетс€ у людей, которые длительное врем€ наход€тс€ р€дом с больными людьми, инвалидами, маленькими детьми. — теми, кто слаб и у€звим. ѕосто€нное ощущение стресса на фоне этого и приводит к синдрому Ё¬. —егодн€ мы рассмотрим, как синдром Ё¬ про€вл€етс€ у женщин, воспитывающих маленьких детей. » особенно в случа€х, когда папа отсутствует и не раздел€ет т€готы воспитани€ вместе с мамой. ¬ таком случае женщина вынуждена нести всю нагрузку в одиночестве и рано или поздно это начинает подтачивать нервную систему и психику...
  • —лав€нские куклы обереги дл€ благополучи€ в семье
    Ќаши предки использовали самодельные куколки обереги от различных непри€тностей, несчастий и болезней. »зготавливались они накануне народных праздников (ƒень »вана- упалы или масленица ), кажда€ кукла имела своЄ предназначение и сопровождала человека с самого его рождени€. ¬ люльку младенцам клали куклу ѕеленашку, а над люлькой подвешивали...
  • ƒети от разных мужей Ц залог разнообрази€ генетических видов человечества
     лассические патриархальные семейные уклады стремительно разрушаютс€. ”же никогда не будет так, как было раньше. ћир мен€етс€, мен€ютс€ и человеческие отношени€ в нЄм. ѕо€вл€ютс€ новые уклады, новые традиции, новые ценности. –аспростран€ютс€ гостевые браки, браки, когда супруги живут в разных городах или даже странах, однополые браки, свободные браки (когда партнеры не скрывают друг от друга свои внебрачные св€зи) вс€кие чайлдфри и куча всего остального..
0
0
ƒобавл€ть комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


ѕќѕ”Ћя–Ќџ≈ —“ј“№»

—троительство дома за материнский капитал
ѕриобретение дома с использованием материнского капитала стало попул€рной возможностью дл€ многих семей, стрем€щихс€ улучшить свои жилищные услови€. ¬ этой статье мы рассмотрим, как можно использовать материнский капитал дл€ покупки или строительства дома, какие услови€ и требовани€ существуют в этой сфере, а также какие шаги необходимо предприн€ть дл€ реализации этой возможности. ѕонимание мат ...
ќтборный юмор и прикольные фото
¬ мире, где каждый день приносит новые вызовы и стресс, юмор становитс€ не просто развлечением, а насто€щим спасательным кругом дл€ нашего душевного равновеси€. ќтборные шутки, смешные фото приколы и прикольные картинки с девушками, а также интересные истории и пикантные моменты — все это части пазла, формирующего наш сайт хорошего настроени€. Ќа сайте https://yaustal.com/ дл€ вас собрана ...
Ћечение трихотилломании
≈сли вас интересует лечение трихотилломании у профессионалов, то можете обратитьс€ к специалисту  оноваловой ќксане. ќна оказывает реальную помощь своим пациентам. Ћюди остаютс€ довольны таким сотрудничеством. ѕочему стоит лечить трихотилломанию “рихотилломани€ – это психологическое расстройство, характеризующеес€ непреодолимым желанием выдергивать свои волосы. Ћечение этого состо€ни€ ...

—“ј“№» - ћјћј » ћјЋџЎ

ќ–√јЌ»«ј÷»»