Размышления о креативности и её развитии у детей в семье.

Сергей Рочев

Творческие способности ценятся с ходом новейшей истории всё выше и выше. Ценятся, пожалуй, в первую очередь, в самом прямом смысле - цена на рынке на них растёт. Появляется всё больше социальных ниш, для которых наличие креативности обязательно. Имитация способности творить, разумеется, наличествует и там, но возможности вытеснить креатив его имитацией ограничены конкуренцией. Отсюда, думается, в первую очередь и повышенный интерес к этому явлению, в том числе и в педагогике.

Однако не стоит забывать - саморегуляция макросоциальной системы очень мало зависит от благополучия личности и работает для неё совсем не эффективно. Креативность как была, так и осталась для немалого числа её носителей не благословением, а тяжким крестом. Оптимальный способ адаптации для высококреативной личности - "тёплое место", где она может самореализовываться себе в удовольствие и другим на пользу. Проблема в том, что поиск такого местечка редко бывает увлекательным занятием... Так что не редки случаи, когда "креативщик" всю жизнь увлечённо занят каким-то малоактуальным для общего спроса вопросом или занятием, по ходу жизни набрав бескомпромиссно нонконформистских установок.

Ещё более нелёгкий вариант случается когда "жизнь заставляет" таки творческую личность заняться поиском "достойного места". Изобретательность, идущая наперекор влечению души толкает на сомнительные авантюры, а успех приносит, как правило, только тяжёлое разочарование...

Всё это стоит глубоко осознать перед тем как начать способствовать развитию природной креативности ребёнка, если таковая явно наличествует. Развить навыки креативности у детей ярко не проявляющих склонности к творчеству возможно, но вот стоит ли - вопрос не праздный. И в любом случае впереди должно быть предельно деликатной передаче этических ориентиров, необходимых и высоко и не очень высоко креативным детям.

Что можно посоветовать тем, чей ребёнок всё-таки проявляет явные признаки творческого восприятия?

Во-первых, пожалуй, стоит пожелать чтобы "наставник по креативности" сам являлся бы творческой личностью. В этом случае, естественно при наличии психологической совместимости с ребёнком и достаточных педагогических способностей у этого наставника, передача навыков восприятия происходит естественно и спонтанно, не нарочито. А во-вторых, и, пожалуй, в главных всё-то же - нельзя забывать о примате этики над способностями к творчеству.

"Техническая" же сторона вопроса достаточно широко освещена, об этом писали многие, и писали не плохо. Так что, видимо, в рамках этой статьи можно ограничиться беглым упоминанием самых простых и незатейливых (для творческой личности) занятий:

Устное творчество. Древняя народная традиция. Старшие испокон века учили младших на сказках и бывальщинах. И сейчас "сказкотерапия" весьма популярное направление в детской психологии. Рассказываем ребёнку сказки, весёлые и грустные, романтичные и бытовые. Главное - не стандартные, с неожиданными персонажами и сюжетами, с ясной, но не прописной моралью. Можно попробовать иногда прерывать сюжет и интересоваться у слушателя, как пойдут дела у героев дальше.

Рисование, компьютерная графика, лепка. Ситуация сходна. Запечатлеваемые объекты должны сочетать эстетические качества с оригинальностью, новизной.

Совместные прогулки, вылазки на природу. Тут важен обмен впечатлениями. Стоит обращать внимание на неизвестное, непонятное и пытаться совместно находить ему разумные, пусть иногда и шутливые объяснения. Ключевое слово - совместные, ребёнку с творческим потенциалом необходимо учиться самостоятельно находить красоту, разумность, гармонию окружающего мира. Уметь трезво, но не плоско оценивать социальные и природные процессы среди которых он живёт и которые оказывают влияние на его жизнь.

 И даже в "серой повседневности", в быту особенности восприятия ребёнка с творческими наклонностями необходимо учитывать, ни в коем случае не пытаясь их подавлять. Даже к совершенно неадекватным с житейской точки зрения проявлениям нестандартности стоит относиться снисходительно, с юмором и доброжелательностью, объясняя неадекватность той или иной "творческой акции" спокойно и деликатно. А если находиться возможность найти в ней некий позитив, то обязательно стоит обозначить и его. Задавленная, фрустрированная креативность уродует психику, сильно препятствует удачной социальной адаптированности.

С мудрым воспитателем креативность реализуется даром Божьим. С неумелым может обернуться проклятьем.

Ключевые слова:
- творческие способности
- детская креативность

Оценить статью

Статьи на эту тему
  • Астрология в жизни человека: восходящий знак в гороскопе вашего ребенка
    Восходящий знак-это тот знак зодиака,который взошел на восточной стороне неба в момент рождения ребенка. Этот момент,когда малыш появляется на свет и его пуповина-связь с матерью обрывается — планеты и созвездия выстраиваются в определенной последовательности, как бы выдавая новому человеку так называемый звездный паспорт,натальную карту рождения. Восходящий знак-это до определенной поры скрытые наклонности человека,которые со временем станут его собственным «я»...
  • Детская ложь. Причины и способы борьбы
    Если вы считаете, что все дети обманывают своих родителей, то вы ошибаетесь. Явление это достаточно редкое и, как правило, запущенное самими родителями. Родителями, которые завысили стандарты навыков и поведения на столько, что ребенок, понимая, что не в силах им соответствовать, начинает лгать...
  • Творческий потенциал малышей знаков Зодиака
    Малыш Овен это ребенок, которого не нужно заставлять делать что-либо. Напротив, его скорее нужно приостанавливать, чтобы он не натворил чего-нибудь лишнего. Такие дети имеют огромный запас творческой энергии, и им нравится творить какие-то большие и выдающиеся вещи. Например, если малыш-Овен поёт или танцует, то его исполнение непременно должно выделяться на общем фоне...
  • 12 табу в отношении воспитания своего ребенка
    1. Никогда не говорите своему ребенку, что он плохой, никчемный, глупый, неудачник, размазня. Даже если вы сами в это верите - ребенку не к чему знать о том, что вас он разочаровал. Не программируйте его на то, что у него ничего не получится. Заменяйте обидные высказывания на «несообразительный, несобранный, невоспитанный» и т.п. 2. Не ставьте себя и ребенка в определенные кем то (или вами) рамки. Принимайте его таким какой он есть. Даже если в 10 лет он до сих пор....
  • "К счастью не все дети рождаются гениями"
    Когда амбиции родителей и возможности детей не совпадают, родителям требуется время, чтобы это принять и посмотреть на своего ребенка под другим углом. А до того они прилагают героические усилия и тратят баснословные деньги на достижение своей личной мечты. Семейный психолог Катерина Демина объясняет, почему намного важнее и проще понять, что в действительности интересует подростка, чем заставлять делать то, что у него получается плохо...
6
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Перейти в рубрику Детская психология. Статьи

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

Вызов мастера эпиляции на дом - наводим красоту когда и где угодно
Слякоть и холода, снег и мороз, удаленное расположение салона – вот основные причины того, что услуга вызова специалиста по эпиляции на дом становится все более популярной в нашей стране буквально с каждым днем. Преимущества избавления от волос на теле именно при помощи воска давно оценили миллионы женщин по всему миру, в том числе и в нашей стране. Доступная цена, отличный результат, продо ...

СТАТЬИ - МАМА И МАЛЫШ

ОРГАНИЗАЦИИ

ПОИСК ПО СТАТЬЯМ

НОВОСТИ