Любовь к своим детям

Врач-психотерапевт Левит Сергей Валерьевич

«Любить — это значит бескорыстно создавать условия для того, чтобы другой был тем, кто он есть»

(Хорхе Букай).

Поговорим о таком, казалось бы, естественном явлении, как любовь к своим детям. Конечно, большинство родителей любят своих детей. Только зачастую, ребенок должен постоянно заслуживать эту любовь и не всегда у него это получается. А начинается всё хорошо.

Вот смотрите: мать держит на руках своё новорожденное дитя. Она его любит? Конечно. А ему надо что-то специально делать, чтобы она его любила? Конечно, нет. Он может ей улыбаться или громко кричать, может уронить погремушку или испачкать пеленки, но она всё равно его любит. Мать любит новорожденного без всяких условий — просто так. Вот формула безусловной материнской любви: «Делай, что хочешь, я всё равно тебя люблю. Я могу злиться на твое поведение, но я не перестаю тебя любить».

Что происходит дальше, описывает в своей статье психолог Михаил Маслов: «Ребёнок растёт, начинает вести себя активно, и доставляет родителям дополнительные хлопоты. Родители пытаются сделать его удобным и ставят условия для своей любви: «Я тебя такого (уписавшегося, шумного, любознательно) не люблю. Будешь шуметь — милиционер (бабайка) придёт и тебя заберёт» или «Почему я из-за тебя должна на родительском собрании краснеть? Я тебя на улицу выброшу, подохнешь. В детский дом отдам».

А что происходит с ребёнком, когда он понимает, что родители от него отворачиваются? Для ребёнка это означает смерть. Потому что ребёнок понимает, что он без родителей не выживет. Особенность мышления у ребёнка до 7 лет — отсутствие логики, мышление основано на эмоциях и чувствах. Родители для ребёнка — это боги, которые определяют реальность. У ребёнка остается выбор без выбора: или понравиться родителям (сделать из себя такого, каким они хотят его видеть) или умереть.

Ребёнок адаптируется и делает из себя образ, желаемый для родителей. Например, решает быть тихим, спокойным, послушным. Проходит время, ребёнок взрослеет, на место родителей становятся «родительские фигуры»: учителя, начальники, сверстники, близкие люди и общественное мнение. А человек по-прежнему жаждет материнской любви. И если раньше ребёнок делал из себя желаемый образ поведения для родителей, то когда повзрослел — желаемый образ для общества. А цель осталась та же — получить одобрение, приятие, признание. А как сказал кто-то из великих: «Я не знаю пути к успеху, но я знаю путь к неудаче — желание понравиться всем».

Был в моей практике один интересный случай. Ко мне обратилась девушка с жалобами на депрессию, тревогу, навязчивые страхи, ночные кошмары, в которых её маленькую преследует и хочет убить злая старуха. После детальной беседы выяснилось, что тревога— чувство для пациентки привычное, испытываемое ею с раннего детства. С малого возраста она постоянно слышала от своей мамы упрёки и назидания: надо быть чистоплотной («чтобы в доме всё блестело»), вежливой, послушной, тихой, скромной («я не хочу, чтобы мне за тебя было стыдно»), хорошо учиться («а то, ты самая глупая во всём классе»), уметь скрывать недостатки своей внешности («ты страшненькая, поэтому тебе нужно особенно за собой ухаживать»). Все требования сводились к одному — её дочь должна быть «идеальной» (идеальной по меркам мамы).
Девочка старалась изо всех сил, искренне пыталась следовать всем назиданиям матери («тогда я была уверена, что мама права на счет меня во всём, это же мама!»). Но требований меньше не становилось, напротив — их количество увеличивалось в геометрической прогрессии. Несоответствие реального и желаемого приводило маму в состояние агрессии, а потому прямые оскорбления стали делом обыкновенным: «Из тебя ничего не выйдет», «Ты ничего не добьешься», «Ты никудышная хозяйка», «Ты страшная» и т. д.
Последствия бесчисленных маминых «кнутов» не заставили себя ждать— самооценка упала, и девочка жила в постоянном стрессе из-за невозможности угодить матери. Выпорхнув из родительского гнезда, пациентка не избавилась от своих проблем. Незаметно для неё самой на место мамы «пришли» другие люди— подруги, одногруппники, потом— коллеги и даже просто прохожие. Желание понравится всем и каждому стало навязчивой мыслью, а попытки сделать так, чтобы никто даже не подумал о ней плохо, привели к плачевному результату— у девушки развилась глубокая депрессия. Какой же механизм этой депрессии? Установка матери: «Ты плохая. Я тебя такую как есть не люблю» привела к тому, что девочка с детства пыталась стать «хорошей, идеальной» для мамы, чтобы заслужить её любовь.
Требования родителей не всегда достижимы, ведь идеальных людей нет, да и сами родители далеко не идеальны. Но дети этого не понимают и ненавидят себя настоящих, реальных — с особенностями внешности, тройками в четверти, лишними килограммами, неловкими движениями. Иногда они прыгают с крыш, в ужасе, что их не простят за прогулы в школе…

Дорогие взрослые! Вы имеете полное право говорить то, что вы чувствуете («Я сержусь на тебя, я огорчен твоим поведением»). Вы имеете полное право что-то требовать от своих детей. Но, пожалуйста, при этом не критикуйте личность ребенка, не давайте ему негативных оценок («негодяй, бестолочь, неумеха») и не сравнивайте его с другими детьми («Ты хуже всех»). Детей нужно любить безо всяких условий. Да и себя тоже.

Приглашаю вас на курс «Школа родительского мастерства».

Курс состоит из двух занятий по три часа.
Занятия пройдут по воскресеньям, 13 апреля и 20 апреля с 12:00 до 15:00.

С помощью практических и теоретических занятий мы вместе сможем найти ответы на важные и сложные вопросы:

Как помочь ребёнку стать самостоятельным.
— Почему дети часто болеют.
— Почему дети хулиганят.
— Как реагировать на детские истерики, обиды.
— Как мотивировать ребенка.
— Почему «убивается» доверие и как его восстановить.
— Как научить ребенка сотрудничать.
— Как помочь своему ребёнку найти своё призвание и стать мастером своего дела.

А также вы научитесь множеству важных приёмов воспитания и общения, которые помогут вам понять вашего ребёнка, стать ближе к нему и наладить отношения в семье.

Подробное содержание курса и условия участия — на странице: http://svlevit.ru/shkola-roditelskogo-masterstva/

Кроме этого, приглашаю вас в субботу, 12 апреля, в 16:00, на бесплатный семинар, на котором мы сможем обсудить интересующие вас вопросы о воспитании детей.

Беплатный семинар состоится по адресу: г. Саратов, ул. Т. Шевченко, д. 8, тренинговый центр «КРОСС — Саратов»

Телефоны для справок и записи на курс: (8 8452) 777-601, +7 987 822-73-67.

Психотерапевт Сергей Левит.



Ключевые слова:
- детская психология

Оценить статью

Статьи на эту тему
  • Астрология в жизни человека: восходящий знак в гороскопе вашего ребенка
    Восходящий знак-это тот знак зодиака,который взошел на восточной стороне неба в момент рождения ребенка. Этот момент,когда малыш появляется на свет и его пуповина-связь с матерью обрывается — планеты и созвездия выстраиваются в определенной последовательности, как бы выдавая новому человеку так называемый звездный паспорт,натальную карту рождения. Восходящий знак-это до определенной поры скрытые наклонности человека,которые со временем станут его собственным «я»...
  • Детская ложь. Причины и способы борьбы
    Если вы считаете, что все дети обманывают своих родителей, то вы ошибаетесь. Явление это достаточно редкое и, как правило, запущенное самими родителями. Родителями, которые завысили стандарты навыков и поведения на столько, что ребенок, понимая, что не в силах им соответствовать, начинает лгать...
  • Творческий потенциал малышей знаков Зодиака
    Малыш Овен это ребенок, которого не нужно заставлять делать что-либо. Напротив, его скорее нужно приостанавливать, чтобы он не натворил чего-нибудь лишнего. Такие дети имеют огромный запас творческой энергии, и им нравится творить какие-то большие и выдающиеся вещи. Например, если малыш-Овен поёт или танцует, то его исполнение непременно должно выделяться на общем фоне...
  • 12 табу в отношении воспитания своего ребенка
    1. Никогда не говорите своему ребенку, что он плохой, никчемный, глупый, неудачник, размазня. Даже если вы сами в это верите - ребенку не к чему знать о том, что вас он разочаровал. Не программируйте его на то, что у него ничего не получится. Заменяйте обидные высказывания на «несообразительный, несобранный, невоспитанный» и т.п. 2. Не ставьте себя и ребенка в определенные кем то (или вами) рамки. Принимайте его таким какой он есть. Даже если в 10 лет он до сих пор....
  • "К счастью не все дети рождаются гениями"
    Когда амбиции родителей и возможности детей не совпадают, родителям требуется время, чтобы это принять и посмотреть на своего ребенка под другим углом. А до того они прилагают героические усилия и тратят баснословные деньги на достижение своей личной мечты. Семейный психолог Катерина Демина объясняет, почему намного важнее и проще понять, что в действительности интересует подростка, чем заставлять делать то, что у него получается плохо...
0
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Перейти в рубрику Детская психология. Статьи

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

Восковая эпиляция и что нужно знать о ней
В стремлении достичь идеально гладкую и привлекательную кожу без лишних волос, можно воспользоваться разными методами. В современном мире, снова стала пользоваться спросом восковая эпиляция, как проверенный и эффективный метод, который дает отменные результаты. Потому что с помощью такого способа, можно полностью избавиться от лишних волос, причем, без потери огромного количества времени. Конечно, ...

СТАТЬИ - МАМА И МАЛЫШ

ОРГАНИЗАЦИИ

ПОИСК ПО СТАТЬЯМ

НОВОСТИ