ќсобые дети: аутисты или дети дожд€

ѕочему именно этот диагноз – аутизм стал «любимым» дл€ голливудских продюсеров пон€ть не сложно – дети, страдающие этим заболеванием, живут в непон€тном и невидимом нам мире, они загадочно молчаливы и зачастую обладают неверо€тными способност€ми.

Ќо одно дело - √олливуд, и совсем другое реальна€ жизнь…

ќсобые дети: аутисты или дети дожд€јутизм. „то это такое?
—пециалисты разных стран отмечают увеличение количества аутичных детей, происход€щее в последнее дес€тилетие. ѕричин у этого €влени€ может быть несколько. — одной стороны, нельз€ сбрасывать со счетов более точную диагностику. — другой стороны, мне кажетс€, имеет значение резкое возрастание социальной и информационной нагрузки, к которой должен приспособитьс€ ребенок в процессе взрослени€. ” аутичных детей проблема невозможности успешного усвоени€ социальных навыков возникает очень рано, как правило, между первым и вторым годом жизни. ѕро€вл€етс€ это в форме исчезновени€ ранее приобретенных навыков и отказа от овладени€ новыми, нарушаютс€ также эмоциональна€ и речева€ коммуникации.

Ќаиболее отчетливо синдром –аннего ƒетского јутизма про€вл€етс€ от 2 до 5 лет, хот€ отдельные признаки его отмечаютс€ и в более раннем возрасте. “ак, уже у грудных детей наблюдаетс€ отсутствие свойственного здоровым дет€м «комплекса оживлени€» при контакте с матерью или воспитательницей, у них не по€вл€етс€ улыбка при виде родителей, иногда отмечаетс€ отсутствие ориентировочной реакции на внешние раздражители, что может приниматьс€ за дефект органов чувств. ” детей первых 3 лет жизни неспецифическими про€влени€ми синдрома, св€занными с соматовегетативной и инстинктивной недостаточностью, €вл€ютс€, поданным ¬. ћ. Ѕашиной, нарушени€ сна в виде сокращенной продолжительности и уменьшенной глубины его, прерывистости, затрудненного засыпани€, стойкие расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач.

¬ раннем возрасте дети часто бывают равнодушными к близким, не дают адекватной эмоциональной реакции на их по€вление и уход, нередко как бы не замечают их присутстви€. »ногда у детей как бы отсутствует способность дифференцировать людей и неодушевленные предметы (так называемый протодиа-кризис). ¬ то же врем€ любое изменение привычной обстановки, например в св€зи с перестановкой мебели, по€влением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест, с плачем и пронзительным криком. —ходна€ реакци€ возникает при изменении пор€дка или времени кормлени€, прогулок, умывани€ и других моментов повседневного режима. »ногда недовольство или плач не прекращаютс€ до тех пор, пока не будет восстановлен прежний пор€док или не будет убрана незнакома€ ребенку вещь. —трах новизны, достигающий у таких детей значительной интенсивности, можно считать, как и в случа€х невропатии, про€влением болезненно обостренного инстинкта самосохранени€. ќднако степень выраженности этой патологии инстинктивной жизни при раннем детском аутизме намного выше.

¬есьма типичны нарушени€ психомоторики, про€вл€ющиес€, с одной стороны, в общей моторной недостаточности, угловатости и несоразмерности произвольных движений, неуклюжей походке, отсутствии содружественных движений, с другой — в возникновении на 2-м году жизни своеобразных стереотипных движений атетоидоподобного характера (сгибание и разгибание пальцев рук, перебирание ими), потр€хивани€, взмахивани€ и вращени€ кист€ми рук, подпрыгивани€, вращени€ вокруг своей оси, ходьбы и бега на цыпочках.  ак правило, имеет место значительна€ задержка формировани€ элементарных навыков самообслуживани€ (самосто€тельна€ еда, умывание, одевание и раздевание и т. д.). ћимика ребенка бедна€, маловыразительна€, характерен «пустой, ничего не выражающий взгл€д», а также взгл€д как бы мимо или «сквозь» собеседника. –азвитие речи в одних случа€х происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. ќднако независимо от сроков по€влени€ речи отмечаютс€ нарушение формировани€ экспрессивной речи и главным образом недостаточность коммуникативной функции речи.

¬плоть до 5-6 лет дети редко активно обращаютс€ с вопросами, часто не отвечают на обращенные к ним вопросы или дают односложные ответы. ¬ то же врем€ может иметь место достаточно развита€ «автономна€ речь», разговор с самим собой. Ќередко встречаетс€ отставленное дословное воспроизведение ранее услышанного, так называемый фонографизм. ’арактерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное, например скандированное, произношение, необычна€ прот€жна€ интонаци€, рифмование, применение в отношении самих себ€ местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. —одержание речи отличаетс€ сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражени€ми и оборотами, которые свойственны дет€м более старшего возраста и взрослым. ” части детей наблюдаетс€ полный мутизм.

” наиболее глубоко аутичных детей (1-€ группа –ƒј, по ќ.—.Ќикольской) мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. ќднако редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта в значимой дл€ него ситуации, позвол€ют предположить, что он понимает речь, хот€ бы частично.

ƒл€ другого варианта синдрома (2-€ группа –ƒј) характерны эхолалии, есть также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации ("Ћампа упала! Ћампа взорвалась!" ..... повтор€л один мальчик всегда, когда волновалс€, так как на его глазах €рко вспыхнула и разбилась перегоревша€ лампа), либо представл€ющих собой цитаты из любимых книг, которыми ребенок может комментировать реальную ситуацию ("„то же бедному зайчику делать?" — вс€кий раз говорит другой мальчик в затруднительной ситуации, вспомина€ "«а€чью избушку"). ” таких детей есть стереотипные просьбы и обращени€, где глагол используетс€ в инфинитиве ("„ай пить", "ƒать колбаски"), а о себе они говор€т во 2-м или 3-м лице ("ћиша пойдет гул€ть"). Ќо часто такой ребенок предпочитает обращатьс€ и просить не речью, а криком, или просто подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в нужный предмет. ¬ речи этих детей нет развернутых фраз (за исключением цитат), нет пересказа, даже короткого.

≈ще один вариант –ƒј полностью отличаетс€ от предыдущего тем, что ребенок с данной формой синдрома обладает развернутой литературной речью, но при этом почти не способен к диалогу, не слышит собеседника, одержимо цитиру€ целые страницы любимых книг или рассужда€ на излюбленную тему (3-€ группа –ƒј). ѕри этом характерны нарушени€ произнесени€: так, если речь ребенка 2-й группы четка€, скандированна€, с жесткой, напр€женной интонацией, то ребенок 3-й группы часто говорит смазанно, торопливо, нечетко, иногда замен€€ некоторые буквы; своеобразна€ интонаци€ может не соответствовать смыслу произносимого текста. » наконец, в наиболее благопри€тном случае при слабовыраженном аутизме (4-€ группа –ƒј) мы встречаемс€ с тихой, нечеткой речью и снова сталкиваемс€ с эхолали€ми, иногда отставленными во времени. “акой ребенок просит и обращаетс€, как правило, речью, но пересказ дл€ него труден. „асто видим его моментальную живую реакцию на сложный сказочный образ, какую-то эмоционально задевшую его ситуацию.

ѕо€вление аутичного ребенка €вл€етс€ мощным стрессовым фактором дл€ семьи в целом и своевременное оказание ей психологической помощи существенно вли€ет на перспективу развити€ ребенка.

ѕродолжение следует.

ƒетский –азвивающий ÷ентр «–адужный мир»
(8452) 499-266
8-905-325-87-85
8-909-333-42-76


 лючевые слова:
- развитие ребенка
- особые дети
- аутизм

ќбсуждение в форуме "ћама и малыш. —аратов"

ќсобые дети: аутисты или дети дожд€

  • ѕочему именно этот диагноз – аутизм стал «любимым» дл€ голливудских продюсеров пон€ть не сложно – дети, страдающие этим заболеванием, живут в непон€тном и невидимом нам мире, о
    26.04.2011 23:06 – mama.sarbc
  • ќценить статью

    —татьи на эту тему
    • —индром дефицита внимани€ с гиперактивностью бич 21 века. „то делать?
      —амое распространенное современное психоневрологическое расстройство и причина плохого поведени€ детей - это —ƒ¬√. Ќепослушание, трудности в обучении, во взаимоотношени€х с окружающими, заниженна€ самооценка-всЄ это симптомы дефицита внимани€, а не невоспитанности ребенка! ѕро таких детей обычно говор€т Ц Ђон не умеет себ€ вестиї, Ђни секунды не сидит на местеї...
    • “рогательна€ истори€ маленькой крохи
      Ёта малышка с фотографии родилась в больнице в East Surrey в јнглии на 16 недель раньше, чем положено, т.е. на 24-й неделе беременности.  аковы шансы у такого ребенка остатьс€ в живых? ќчень, очень маленькие. Ётой крохе английские врачи давали только 5% шансов на выживание. » тогда ее папа решил, что будет каждый день фотографировать, как его дочь боретс€ за жизнь. ќн увековечил не только радостные, но и т€желые моменты, и получилась очень трогательна€ истори€ маленькой крохи, котора€ выжила вопреки всему
    • Ўизофрени€ у детей. —имптомы и формы
      —уществует несколько теорий возникновени€ детской шизофрении, но наиболее распространенна€ Ц наследственна€. ƒиагностировать шизофренический процесс у детей дошкольного и младшего школьного возраста гораздо труднее, чем у взрослых, так как из за еще формирующейс€ детской психики симптомы заболевани€ кажутс€ сглаженными и не€сными.
    • јлкоголь и дети
      ћы все хотим иметь здоровых детей и когда наконец решаем стать родител€ми мы начинаем обследоватьс€, ограничивать употребление вредных веществ и вскоре приступаем к зачатию. ¬ыполн€ем все врачебные рекомендации, правильно питаемс€, оставл€ем вредные привычки. ¬сЄ хорошо, но откуда же берутс€ тогда больные дети? ¬едь огромна€ дол€ таких детей рождаетс€ как ни странно казалось бы в вполне благополучных семь€х...
    • ƒети с ¬»„-инфекцией
      ѕроблема ¬»„-инфекции все разрастаетс€, а мы все продолжаем стереотипно мыслить и жить предрассудками дума€, что ¬»„ передаетс€ воздушно-капельным путем. ќт носителей этой инфекции как бы это прискорбно не звучало € лично шарахнулась бы как от огн€. ќдно упоминание уже пугает. » что самое ужасное, что страдают не только взрослые, но и дети. ƒети, брошенные в пекло людской беспечности и ошибок. ƒети, расплачивающиес€ за своих родителей. ¬ особенности дети-отказники с ¬»„. “аких детей не усыновл€ют, их даже бо€тс€ брать на руки.
    4
    3
    ƒобавл€ть комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    ѕожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

    ѕерейти в рубрику ќсобые дети. —татьи

    —“ј“№» - ћјћј » ћјЋџЎ

    ќ–√јЌ»«ј÷»»