ќсипов ј.». Ћюбовь, брак, семь€. –азговор со взрослыми

ќсипов ј.».

ѕора рокова€

ЂЋюбовь, брак и семь€ї Ч тема, охватывающа€, можно сказать, самую сердцевину земной, Ђгоризонтальнойї стороны жизни человека, в современных услови€х приобретающа€ особенную остроту. Ђ√оризонтальностьї эта может восходить к полноте единства в браке, но может и погружатьс€ в глубины распущенности, противоестественности и измен. Ёти векторы в огромной степени определ€ютс€ уже в юные годы жизни человека. »звестный русский философ конца XIX века ¬ладимир —оловьев очень точно заметил: Ђ» ад, и «емл€, и Ќебо с особым вниманием след€т за человеком в ту роковую пору, когда в него всел€етс€ Ёросї. Ёрос Ч античный бог любви. Ќо почему врем€, когда в человека Ђвсел€етс€ Ёросї, философ назвал Ђроковымї?

ћы все как-то помним свое детство, детские интересы, игры. Ќо, наверное, еще €рче переживаем то врем€, когда начали измен€тьс€ наши отношени€ со сверстниками другого пола, с незнакомыми людьми, окружающим человеческим миром, как мен€лс€ наш взгл€д на самих себ€, на свое поведение, свою одежду и т. д. Ч когда вступили в Ђроковую поруї переходного возраста.  ак остро начала переживать наша совесть давление двух взаимоисключающих чувств, возникших в скрытой жизни сердца: с одной стороны Ч ощущение чего-то недолжного, вызывающего бо€знь, отталкивание, стыд, с другой, напротив Ч влекущее, таинственное, ищущее оправдани€.  акое же из них нормальное? ’ристианский ответ однозначен и не вызывает сомнений, и то, и другое естественно, но любое из них, перейд€ границы и став господствующим, приведет к гибельным последстви€м в жизни. » вот почему.


ƒл€ чего вода была превращена в вино?

 огда естественные и законные отношени€ полов осуждаютс€ как какой-то грех, как что-то недостойное и гр€зное, то христианство решительно противостоит этому. —ам ’ристос —вое земное поприще начал с чуда на браке в  ане √алилейской, который благословил —воим присутствием.

„еловек, наслышавшийс€ о христианских подвижниках и впервые знаком€щийс€ с ≈вангелием, может удивитьс€ тому, как »исус вел —еб€ на этой свадьбе Ч совсем не так, как это можно было ожидать от »деала св€тости. ¬едь не вызывает сомнений реакци€ этого подвижника и чудотворца на свадебное празднество. ¬се начнут веселитьс€, кричать: Ђ√орько!ї, поднимать бокалы с вином Ч а в кубках вместо вина окажетс€ вода; играть на инструментах Ч струны обрываютс€; запевать свадебные песни Ч хрипнут голоса. Ч –азве не так?

Ќо к великому изумлению нашего читател€ ≈вангели€, там произошло совсем не то. ћать ’риста подходит к Ќему и говорит: Ђ¬ина нет у нихї. Ќетрудно представить, что означала нехватка вина на свадьбе в те далекие времена. ќб этом можно судить по нашим деревенским свадьбам, когда-то прекрасным, веселым и открытым дл€ всех своих и чужих, странников и прохожих. Ќа них и звать-то никого не надо было: все Ч за столы, все могут есть и пить, на всех хватить должно.

Ќо евангельский жених был, видимо, беден, не смог заготовить достаточно вина. » представьте себе его положение: свадьба в разгаре, а вино кончилось!  акое переживание, какой стыд!

 ак же реагирует на это —казавший: —мотрите же за собою, чтобы сердца ваши не от€гчались объедением и пь€нством, и заботами житейскими (Ћк. 21,34)? ¬место того, чтобы благодарить Ѕога за то, что ќн избавил людей от возможного греха, ’ристос не только не отказывает ћатери в ее просьбе, но напротив, говорит слугам: наполните сосуды водою. » наполнили их до верха. Ч ѕо иудейскому обычаю около каждого дома сто€ли вместительные (~2,3,4 ведра), выдолбленные из толстенного камн€ сосуды, в которые наливали воду. ƒо сих пор их показывают паломникам и туристам в  ане √алилейской. Ч » ’ристос говорит им: теперь почерпните и несите к распор€дителю пира. » понесли.  огда же распор€дитель отведал воды, сделавшейс€ вином, Ч а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, Ч тогда распор€дитель зовет жениха и говорит ему: вс€кий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьютс€, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе (»н. 2, 7-10).

¬от, как отреагировал ’ристос на брак! Ѕог, оказываетс€, не только не отрицает потребностей нашей природы: есть, пить, вступать в брак и проч., но и благословл€ет их, научает молитьс€: ќтче наш, хлеб наш насущный дай нам. ѕотому апостол ѕавел в послании к “имофею с гневом осуждает вид€щих в браке что-то противное Ѕогу: ƒух же €сно говорит, что в последние времена отступ€т некоторые от веры, внима€ духам обольстител€м и учени€м бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак (1 “им. 4,1Ц3).

 стати, сейчас есть такие Ђстарцыї, которые, утверждают, что наступают последние времена и запрещают вступать в брак, или считают супружеские отношени€ дозволенными только дл€ зачати€ детей. ќднажды пришлось разговаривать с двум€ девушками, которые приехали из —ибири и пр€мо со слезами рассказывали, что духовник запрещает им вступать в брак и иметь детей, потому что вот-вот конец света наступит.

Ѕрак всегда и всюду €вл€етс€ браком. — самого начала быти€ человеческого он был благословлен Ѕогом и остаетс€ таковым всегда, независимо от того, каких убеждений и верований придерживаютс€ вступающие в него. ј дл€ искренно верующих христиан, вступающих в брак, ÷ерковь установила еще и особое вспомоществующее благодатное средство в их совместной жизни, в их трудах и подвигах Ч таинство брака, венчание. ÷елые —оборы, например, √ангрский —обор (340 г.) предавали анафеме порочащих брак. ј как замечательно совершаетс€ бракосочетание и не только в ѕравославии, но и во всех других религи€х, ничего не знающих о христианстве! ќно всегда и всюду было событием праздника и торжества! ѕравда, один мой плем€нничек, как-то однажды, вздохнув, сказал: Ђ“олько женившись, € узнал что такое насто€щее счастьеЕ но было уже поздної.

—ам √осподь »исус ’ристос утверждает брак как дело Ѕожье и потому св€щенное и нерасторжимое: что Ѕог сочетал, того человек да не разлучает (ћф. 19, 6). —в€титель √ригорий Ѕогослов восхвал€ет брак: Ђ—в€занные узами супружества замен€ют друг другу и ноги, и руки, и слух. —упружество и малосильного делает вдвое сильным, доставл€ет великую радость. ќбщие заботы облегчают скорби. ќбщие радости дл€ них восхитительнее. ƒл€ единодушных супругов богатство при€тнее, а скудость переноситс€ легче. ” них одно питие из домашнего источника, из которого не вкушают посторонние. —оставл€€ одну плоть, они имеют и одну душу. —упружество не удал€ет от Ѕога, но, наоборот, более прив€зывает к Ќемуї.

ѕоэтому противоестественными, откровенно противоречащими христианству и богохульными выгл€д€т взгл€ды на брачную жизнь как на грех, скверну или что-то не соответствующее человеческому достоинству.

„ем мы лучше животного?

Ќо, утвержда€ брак и осв€ща€ его, ÷ерковь решительно противостоит насильно внедр€емой в насто€щее врем€ на «ападе идее рассматривать естественный от начала мира брак между мужчиной и женщиной лишь как одну из его форм. ÷ерковь не может прин€ть ни диких теорий, оправдывающих Ђсвободныеї св€зи, ни так называемые однополые браки, ибо и в том, и другом случае брак опошл€етс€, упраздн€етс€. Ётими иде€ми, по-существу, вновь и вновь пытаютс€ убедить человека в его обезъ€ньем происхождении, убедить, что он животное, лишь с компьютером в голове: Ђ“ы обезь€на, даже хуже Ч предок обезь€ны! » потому все скотское Ч это твое, а все, что выше, Ч это фантазии и идеализмї. ƒействительно, если нет Ѕога, нет вечности, нет души, что же остаетс€ от человека?! „то означает тогда брак, семь€? —овременные западные теории т. н. Ђновыхї моделей семьи откровенно отвечают на этот вопрос: нет брака и семьи, а есть или контракт на совместную жизнь или сожительство разно- или однополых существ под названием Ђчеловекї. — огромной настойчивостью и поразительной целеустремленностью в масштабах всего так называемого цивилизованного человечества проводитс€ всЄ та же установка Ч убедить человека, что он лишь сумма инстинктов и должен вести образ жизни, соответствующий им.  ем внедр€етс€ эта разлагающа€ человека иде€ и с какой целью Ч другой вопрос, сейчас не об этом.

Ќо ÷ерковь рассматривает любые внебрачные и неестественные св€зи как зло, грех, как беду дл€ человека и человеческого общества в целом. ѕодобное же отношение к такого рода св€з€м видим и в других религи€х, и у всех народов, сохранивших веру в Ѕога. ≈ще до –ождества ’ристова в Ѕиблии находим повеление побивать камн€ми согрешивших женщин; в мусульманстве и у многих народов других вер Ч эта страшна€ кара сохран€етс€ до сих пор. ќдни народы в силу Ѕожественного ќткровени€, другие интуитивно чувствовали, что человек Ч это не животное!  ак-то € прочитал, что в —аудовской јравии женщину, уличенную в измене, закопали по шею в землю и побили камн€ми. —трашно даже представить такую картину.

Ќо почему все народы так заботились об этой стороне нравственности Ч не всЄ ли равно как жить? ѕричина пон€тна Ч они хорошо видели, что этим разрушаетс€ самое ценное и в тоже врем€ наиболее у€звимое в природе человека Ч его целостность (целомудрие), красота души человеческой, целостность семьи и, таким образом, подрываютс€ основные устои всей общественной жизни. ѕотому именно к женщине особенно примен€лись такие суровые кары, ибо она по самой своей природе в первую очередь €вл€етс€ хранительницей (или разрушительницей) нравственности, устойчивости общенародной морали. ∆енщины прекрасно это понимают. ѕотому западна€ бесовщина и раздевает теперь всюду женщин, издева€сь над ними и над всем св€тым, что есть в человеке.

ћне рассказывал один св€щенник, как он однажды, еще до революции, остановилс€ в гостинице, котора€ ему очень запомнилась. “ам в фойе на противоположных стенах были нарисованы две любопытные картины. Ќа одной Ч прекрасный залитый солнцем, весь в цветах луг, на котором в хороводе танцевали празднично одетые девушки и юноши с гор€щими факелами в руках.  артина была настолько радостна, что от нее трудно было оторвать взор. Ќа другой стороне картина €вл€ла собой полную противоположность Ч солнца нет, какой-то мрак, вал€ютс€ погасшие факелы, цветы растоптаны, и на земле змееподобно переплетающиес€ тела. ¬се было €сно без слов.

 ак станов€тс€ кл€твопреступниками

Ѕрак есть целостное, духовно-телесное единство и верность в любви супругов друг другу навеки, кл€твенно утверждаемые ими не только перед людьми, но верующими и пред Ѕогом. ѕоэтому он налагает полную взаимную ответственность членов семьи во всех сторонах жизни. », тем не менее, браки распадаютс€. ¬ чем причины этого? »х много, но главна€, лежаща€ в основе всех их Ч это эгоизм, стремление жить по бездушному принципу: ЂЋишь бы мне было хорошої. “ака€ внутренн€€ установка убивает в человеке самое ценное Ч сочувствие, сострадание, любовь к другому и не оставл€ет в душе ничего св€того. ∆ивущий только дл€ себ€ неминуемо превращаетс€ в законченного эгоиста, который, в конечном счете, никого не пожалеет. ≈му никто не дорог, и когда он оказываетс€ перед выбором: близкий человек или собственное удовольствие, он изменит и жене, и другу, и дет€мЕ “аковой уже до брака неверен. »збави Ѕог от изменников!

Ќо как в насто€щее врем€ Ђвоспитываютї подрастающее поколение? —редства массовой информации, свободные от общественного суда и контрол€, открыто и непрерывно пропагандируют животную вседозволенность и соответствующую Ђлюбовьї. ¬сюду одна мысль: бери от жизни всЄ, живи дл€ наслаждений. ¬ школах преподноситс€ т. н. валеологи€, в Ђспецкружкахї Ч половое Ђвоспитаниеї. –езультат такого Ђвоспитани€ї очевиден. ќни не знают и не понимают такой простой вещи, что действительна€ любовь есть готовность к самопожертвованию, самоограничению, взаимоподдержке во всех сторонах совместной жизни: бытовой, моральной, духовной. Ќо если же он и она уже с юности приучаютс€ жить, ища только удовольствий, то вступа€ в брак, они оказываютс€ не просто морально к нему не подготовленными, но, более того, психологически готовыми к измене. »менно такое Ђвоспитаниеї, которому далеко не каждый в силах внутренне противосто€ть, €вл€етс€ одной из важнейших причин колоссального количества разводов сегодн€, точнее, откровенных измен.

Ќо что бывает с изменником на войне? «наем. » в супружеской измене происходит подобное смертной казни. »зменник (-ца) тер€ет способность любить, становитс€ опустошенным, лукавым игроком, прожигающим жизнь и, в конце концов, никому не нужным. ƒа и нова€ Ђлюбовьї, как правило, оборачиваетс€ новыми разочаровани€ми, страдани€ми как внутренними, так и внешними.

ќбратите внимание, когда речь идет об убийстве, то говор€т Ч Ђэто ужасної, о разбое Ч Ђкакое безобразиеї! ј об измене, блуде Ч Ђничего страшного, ведь по любви же сход€тс€ї. “ак рассуждают глупые, близорукие люди, ничего не вид€щие дальше своего носа. «абыли мудрую русскую пословицу: Ђѕошел кувшин по воду ходить, там ему и голову сломилиї. Ќельз€ безнаказанно разлагать себ€ и других Ч горький конец будет.

«на€, хот€ бы отчасти, некоторые физические законы, мы, к сожалению, о духовных часто и не подразумеваем. ј они еще более действенны и важны, нежели физические, ибо их нарушение калечит то, что больше тела Ч саму душу человека. «на€ закон т€готени€, мы не скажем: Ђѕодумаешь, не все ли равно, сойти с п€того этажа по лестнице или выпрыгнуть в окно? ¬ыпрыгнуть даже интереснее. ѕарить в воздухе Ч это же красота! Ќе правда ли?ї Ч Ќо побережемс€ такой Ђкрасотыї! »менно в ее жестокие объ€ть€ попадает тот, кто прыгает с нравственной высоты. » это один из незыблемых духовных законов.

ѕреподобный ћарк ѕодвижник (6-й век) писал: ЂЌасытившийс€ телесным наслаждением сверх должного, вознаградит пресыщение сторичным страданиемї еще здесь, в этой жизни. ѕодобное же утверждает известный всему миру философ ».  ант: ЂЌа самом деле мы находим, что чем больше просвещенный разум предаетс€ мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше человек от истинной удовлетворенностиї. »сполнение этого закона встречаем на каждом шагу.

ќдно дело Ч брак, создание семьи, когда он и она берут на себ€ ответственность, об€зательства, воспитывают детей, когда нравственное достоинство и нравственный долг €вл€ютс€ законом их жизни. ƒругое Ч пр€мо противоположное, противоестественное Ч сожительство ради удовольстви€, на врем€, Ђпокаї. ¬ последнем случае тер€етс€, исчезает самое ценное в земной жизни человека Ч любовь и семь€. ∆изнь превращаетс€ в мимолетную игрушку, в какое-то пустое, бессмысленное врем€провождение, возмездие которому неотвратимо. Ђ—вободна€ любовьї губит человека изнутри.

 то чувствами в порочных наслаждень€х

¬ младые дни привыкнул утопать,

“от, возмужав, угрюм и кровожаден,

» ум его безвременно темнеет.

“аков диагноз ѕушкина.

÷еломудрие или Ђразвороченностьї души

’ристианство, как и все религии, сохран€ющие идею св€тости, решительно выступают против т. н. сексуальной свободы. ≈сть великолепное русское слово Ч Ђцеломудриеї, которое теперь идеологи Ђсвободыї пытаютс€ опоганить (дь€вол всегда ненавидит всЄ св€тое). ѕон€тие Ђцеломудриеї точно выражает духовное и нравственное достоинство человека. ќно Ч не просто девственность тела, оно Ч целостность, нераздвоенность человека в его отношении к нравственному долгу, чести, закону, семье (когда внутренне не допускаетс€ измена), к люд€м и т. д. ÷еломудрие может и должно быть не только до вступлени€ в брак, но и в семейной жизни, соединенной с рождением и воспитанием детей. ќно, если сказать просто Ч нравственна€ чистота мыслей, чувств, желаний, поступков, чистота всей жизни. ÷еломудрие заложено в саму природу человека, оно покор€ющей красотой про€вл€ет себ€ в женщине, особенно высокой степени оно достигаетс€ при правильной духовной жизни на началах православной веры у подвижников. ÷еломудрие разрушаетс€ не браком, ему противостоит развращенность.

ј знаете, откуда происходит само слово Ђразвратї? — этим хорошо знакомы медики, хирурги. ќни могут рассказать, как т€жело смотреть на развороченное после какой-нибудь катастрофы тело человека. ƒа и мы разве не отводим глаз, когда видим подобное? –азврат Ч это та же Ђразвороченностьї, только не тела Ч а души. ќн есть не что иное, как бесстыдно выставленные наружу низменные инстинкты, похоти плоти, вывернутость темной стороны души наизнанку, когда естественно присуща€ человеку стыдливость и совестливость попрана цинизмом и бессовестностью. Ѕессовестность Ч это верный показатель растленности человека, показатель, что он дошел до того дна, где скапливаетс€ вс€ка€ гр€зь. ќб этом интересный материал имеетс€ у о. ѕавла ‘лоренского в его книге Ђ—толп и утверждение истиныї.

 ак всЄ это может возникнуть в человеке? ¬сЄ начинаетс€ с малого Ч того, с чем человек еще может в себе справитьс€: взгл€дов, мыслей, мечтаний, фривольных шуток, свободы в обращении.Е »бо потом остановитьс€ ему будет уже очень и очень трудно. ѕотому ’ристос сказал: ¬ерный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Ћк. 16,10). ѕроисходит это, конечно, не сразу...

ѕродолжение читать в источнике http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2266

ќценить статью

—татьи на эту тему
  • ћентальна€ арифметика в школе —оробан
  • ¬ас посетили органы опеки и попечительства. „то делать?
    —ейчас всЄ актуальнее становитс€ тема изъ€ти€ детей из семьи.  то то Ђпедалируетї еЄ самыми активными действи€ми. ¬идимо где то повышаетс€ спрос то ли на детей, то ли на детские органыЕ ¬ общем дело €сное, что дело темное. √лавна€ беда в том, что органы опеки и попечительства могут забрать ребенка не только из неблагополучной семьи, но и из самой обычной!
  • —индром эмоционального выгорани€. „то это?
    —индром эмоционального выгорани€ встречаетс€ у людей, которые длительное врем€ наход€тс€ р€дом с больными людьми, инвалидами, маленькими детьми. — теми, кто слаб и у€звим. ѕосто€нное ощущение стресса на фоне этого и приводит к синдрому Ё¬. —егодн€ мы рассмотрим, как синдром Ё¬ про€вл€етс€ у женщин, воспитывающих маленьких детей. » особенно в случа€х, когда папа отсутствует и не раздел€ет т€готы воспитани€ вместе с мамой. ¬ таком случае женщина вынуждена нести всю нагрузку в одиночестве и рано или поздно это начинает подтачивать нервную систему и психику...
  • —лав€нские куклы обереги дл€ благополучи€ в семье
    Ќаши предки использовали самодельные куколки обереги от различных непри€тностей, несчастий и болезней. »зготавливались они накануне народных праздников (ƒень »вана- упалы или масленица ), кажда€ кукла имела своЄ предназначение и сопровождала человека с самого его рождени€. ¬ люльку младенцам клали куклу ѕеленашку, а над люлькой подвешивали...
  • ƒети от разных мужей Ц залог разнообрази€ генетических видов человечества
     лассические патриархальные семейные уклады стремительно разрушаютс€. ”же никогда не будет так, как было раньше. ћир мен€етс€, мен€ютс€ и человеческие отношени€ в нЄм. ѕо€вл€ютс€ новые уклады, новые традиции, новые ценности. –аспростран€ютс€ гостевые браки, браки, когда супруги живут в разных городах или даже странах, однополые браки, свободные браки (когда партнеры не скрывают друг от друга свои внебрачные св€зи) вс€кие чайлдфри и куча всего остального..
0
0
ƒобавл€ть комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


ѕќѕ”Ћя–Ќџ≈ —“ј“№»

Ѕлагополучие на все времена: как сбалансировать здоровье и красоту с помощью современных средств
¬ современном мире тема поддержани€ здоровь€ и красоты стоит особенно остро. —тремление выгл€деть молодо, быть здоровым и полным энергии не тер€ет своей актуальности. ¬ этой св€зи, рынок предлагает огромное количество препаратов и средств, направленных на улучшение общего состо€ни€ организма, поддержание физической формы и увеличение жизненной энергии. ƒавайте разберемс€, какие основные категории ...
„то определ€ет эффективность лазерной эпил€ции в —анкт-ѕетербурге?
Ћазерна€ эпил€ци€ произвела революцию в индустрии красоты, предложив долгосрочное решение проблемы нежелательных волос с минимальным дискомфортом. ќднако эффективность может варьироватьс€ в зависимости от нескольких факторов, начина€ от типа кожи и заканчива€ опытом специалиста. —егодн€ Ћазерна€ эпил€ци€ в —ѕб доступна каждому. ÷вет кожи и волос Ќа эффективность большое вли€ние оказывает кон ...
ћагазин "јква рым": оборудование дл€ канализации и водоснабжени€
¬ основе миссии компании лежит стремление обеспечить населению доступ к чистой, безопасной и надежной воде. ”дел€€ особое внимание инновационным технологи€м фильтрации, магазин предлагает широкий спектр решений, адаптированных к уникальным потребност€м каждого клиента. ѕредлагает ћагазин фильтрации, водоснабжени€, канализации огромный выбор товаров.  аталог оборудовани€ ‘ильтраци€ лежит в ос ...

—“ј“№» - ћјћј » ћјЋџЎ

ќ–√јЌ»«ј÷»»