—лагаемые школьного успеха

¬иктори€ ’усаметдинова

ѕосле выхода статьи « ому она нужна, эта биоритмологи€!» мне пришло много вопросов, часть которых можно объединить одной темой: ребенка невозможно посадить делать уроки никогда. „то делать?

ƒавайте попробуем разобратьс€. ѕочему ребенок не хочет делать уроки? ќдна из причин – не воврем€. ¬тора€ – болезненное состо€ние. “реть€ – проблема в межличностных отношени€х с кем-либо или люба€ друга€, посто€нно тревожаща€ мозг ребенка. Ќо, допустим, школьник здоров, врем€ дл€ уроков – оптимальное, психологических заморочек тоже нет. ј сесть за учебники не заставишь. –одители понимают, что проблема св€зана именно с нежеланием делать уроки вообще.  ак тут действовать? ћожно упрашивать, кричать, заставл€ть силой, шантажировать, торговатьс€ за «пр€ник», пустить все на самотек – варианты воздействий ограничены только родительской фантазией. ћожет быть, на кого-то из детей подобные методы и производ€т необходимый эффект, но уверена, что этим достигаетс€ лишь краткосрочный результат под давлением внешних сил и дальнейшего стабильного развити€ он не получает. ѕоэтому каждый день все начинаетс€ сначала.

ј между тем, в данной ситуации не виноваты ни ребенок, ни родители. Ѕолее того, они €вл€ютс€ «пострадавшей стороной», и ребенок – в большей степени. ¬ыполнение всех необходимых домашних заданий и требований качественно, посто€нно, чисто и в срок называетс€ ѕ–»Ћ≈∆јЌ»≈ћ. Ќо откуда вз€тьс€ этому самому прилежанию? ¬се очень просто: прилежание – есть сумма двух слагаемых: заинтересованности и понимани€. ≈сли отсутствует хот€ бы один из них – обучени€ ребенка не получитс€. –ассмотрим эти составл€ющие по отдельности.

«аинтересованность. «аставить человека что-то сделать, выучить, пон€ть, изобрести еще никогда никому не удавалось. –авно как и научить никого ничему нельз€. ћожно только научитьс€. ј учитьс€ любой человек будет только тому, чему он хочет. ѕричина? ѕотому что интересно. ¬от эта лична€ заинтересованность и €вл€етс€ одним из слагаемых. ≈сли интересно – ребенок будет самосто€тельно копать проблему до последнего корн€ и винтика, пока не поймет и не получит удовольстви€ как первооткрыватель неизвестного. ¬ы замечали, как малыш развинчивает домашний телефон (пылесос, кухонный комбайн…)? √лаза гор€т, щечки раскраснелись, сам пыхтит, €зык высунул. » не подходи!!! »дет колоссальный творческий и научный процесс —јћќ—“ќя“≈Ћ№Ќќ√ќ ѕќ«ЌјЌ»я. Ќо почему же тогда все примеры, упражнени€ и задачки не решаютс€ с таким же азартом? ћалыш получал определенное врем€ мотивационные посылы: и чего это взрослые говор€т с каким-то пенальчиком, а никого не видно? ќттуда слышен голос, а откуда?  ак это все работает? » маленькие ручки целеустремленно т€нутс€ разобрать таинственный агрегат, чтобы все узнать самому. ћалыш «ј»Ќ“≈–≈—ќ¬јЌ. ј все остальное тут же прилагаетс€. Ќо почему же первоклассник с унылым лицом сидит над задачкой про две трубы «в одну вливаетс€, из другой выливаетс€…» и с тоской смотрит в окно? ¬ ней же так много интересного! Ќо первоклассник не получил личной мотивации к решению. ≈ћ” это Ќ≈ Ќ”∆Ќќ. ” Ќ≈√ќ нет Ћ»„Ќќ√ќ »Ќ“≈–≈—ј к этим трубам и цифрам (орфографическим правилам, логарифмическим функци€м, химическим формулам…) Ќет личной мотивации, нет заинтересованности – нет первого слагаемого прилежани€.

“еперь допустим, что первое слагаемое есть в полном объеме. ѕервична€ заинтересованность бьет «каскадами ѕетергофских фонтанов». Ќо вдруг какие-то из отдельных фонтанов перестают работать. »ли весь комплекс замер. «начит, где-то по каким-то причинам произошел сбой в приеме и передаче водных потоков. —могут фонтаны ожить без специализированной помощи? ¬опрос риторический. “еперь перенесемс€ в школу. –ебенок фонтанирует заинтересованностью в знани€х предмета. » вдруг становитс€ равнодушным. ѕотом начинает отлынивать от зан€тий. ѕотом – обманывать. ѕотом выпускает агрессивные импульсы как реакцию самозащиты от внешних «наездов». „то произошло? ј произошел тот самый сбой воспри€ти€ и передачи информации, необходимой дл€ ѕќЌ»ћјЌ»я процесса. √де-то ученик отсутствовал по болезни, а сам с учебником не справилс€, где-то зазевалс€ на уроке, а может быть изначально скорость его усвоени€ была меньшей, чем сообщенна€ учителем? ѕричин очень много, но все они привели к одному результату - ребенок перестал ѕќЌ»ћј“№. » наиболее тревожное в сложившейс€ ситуации то, что сам ученик об этом не говорит. —начала он не улавливает, что начались сбои усвоени€ материала, а потом все это приобретает масштабы насто€щего бедстви€, но сказать ребенок об этом уже не в состо€нии. ј без понимани€ заинтересованность не функционирует и, стало быть, ни о каком прилежании речи оп€ть же быть не может.

“еперь – классический вопрос: кто же виноват и что делать? », самое главное – как делать, чтоб все заработало? ћои ученики, а им сейчас уже за 30, хорошо помн€т, как объ€сн€ли родител€м ситуацию регул€рно неделаемых уроков по русскому €зыку. ј объ€сн€ли они совершенно спокойно и только двум€ вариантами. ѕервый: «на уроке все пон€тно, так что дома можно не повтор€тьс€» и второй: «на уроке ничего пон€тно не было, так что и дома учить бесполезно». » это чиста€ правда. ƒл€ активизации мышлени€ в учебном процессе и заинтересованности р€дом со мной на уроках были с одной стороны вагон и маленька€ тележка методических приемов плановой работы и мешок сюрпризов – с другой. ¬от € туда по мере необходимости и ныр€ла. ѕолучил 5 – гул€й! ѕолучил 4 – вот тебе 2 упражнени€, получил 3 – забирай мешок заданий. —хлопотал 2 – пойди отдохни, пообедай и приходи, будем разбиратьс€. Ќадо ли говорить, что отличник дома перепахивал гораздо больше учебного материала, чем необходимо, только чтобы завтра тоже получить 5 и не получать официального домашнего задани€.   этому стремились все. » на уроке проблем с поведением и прилежанием не было. –езультаты были высокие и, что еще важнее, стабильные. ƒл€ обеспечени€ понимани€ дл€ каждого ученика разрабатывалс€ его личный учебный план и дидактический материал. » так из года в год. ѕридумок, творчества и сюрпризов было очень много, но результаты долго не заставл€ли себ€ ждать. ѕоэтому, как учитель, на вопрос – кто виноват – € со всей ответственностью говорю: если нет прилежани€ - виноват конкретный учитель по конкретному предмету, с которым у ребенка проблемы. »бо краеугольным камнем результативной системы обучени€ €вл€етс€ »Ќƒ»¬»ƒ”јЋ№Ќџ… ѕќƒ’ќƒ к каждому ученику, к его способност€м, скорости усвоени€ и запоминани€, к его здоровью, характеру и значимым именно дл€ него жизненным ценност€м. —ейчас учител€ экипированы гораздо серьезнее, чем 30 лет назад, да и в классах не 40-45 детей, а 15-25. “ак что вопрос поиска личного подхода к ребенку – это вопрос уровн€ квалификации учител€. ѕоэтому, если ребенок не хочет учитьс€, это серьезный повод пообщатьс€ с педагогом и администрацией школы. ќценка, которую учитель ставит ученику – это, прежде всего, оценка качества работы самого педагога, так что не вините ни ребенка, ни себ€. ¬ы – принимающа€ сторона, вы отдаете малыша в школу, специалистам, чтобы его Ќј”„»Ћ». » если вам делают выговор, что ребенок плохо себ€ ведет, не учит и т.д., уместно задать встречный вопрос: а почему, собственно, он на вашем уроке не хочет хорошо себ€ вести, не заинтересован учитьс€ и т.д. ¬ы имеете на то полное право. ¬ конце концов, кто из вас зарплату за обучение ребенка получает?

ј если все-таки сотрудничества с учителем не получаетс€, тогда как быть? Ќу что же, придетс€ брать управление процессами заинтересованности и понимани€ в свои родительские руки. », € оп€ть же уверена, вам скоро не просто понравитс€ это увлекательное зан€тие, а вы почувствуете мощный переход ваших взаимоотношений с ребенком на более серьезный уровень жизненного общени€ помимо уроков. » это общение будет давать и вам и дет€м такие жизненные силы, что вы удивитесь. я могу привести очень много примеров в подтверждение сказанного, но сейчас € приведу другой конкретный разговор со своей ученицей, дл€ которой вопросы, подн€тые в статье, стали актуальными. —ветланке 36 лет, у нее двое замечательных детей, старша€ дочка учитс€ во 2 классе. ¬ прошлом году никаких проблем не было. » вдруг… (стилистика разговора сохранена)

—кажи мне, это нормально, что ребенка за уроки невозможно посадить вообще ни в какое врем€ суток!?

Ќормально. ћотивации нету.  акой смысл их делать, если не поставлена цель? ÷ель ей придумай - зачем это «что-то» надо выучить.

ј чтобы мультики смотреть и мама не нервничала как мотиваци€ не катит?

Ќет. —ама€ лакома€ игрушка дл€ детей - это наматывать на свой крепкий кулачок истончившиес€ родительские нервы.

ј € -то думаю, чего она, пока мама т€вкать не начинает, и не берет в руки ничего...

—ветл€чок, все-таки это не твои, если честно, проблемы, а учител€. Ёто она их мотивировать должна, а ты просто подбадривать. ј учительница на вас свои проблемы свалила, а дети - стрелочники. ƒети ни в чем не виноваты в этой ситуации.

¬чера заставила переписывать ¬еру целую страницу текста, сказала, если будет хоть одна ошибка, будешь переписывать еще одну страницу - итог ни одной ошибки и помарки, а в тетрадке по русскому - 2 (перва€ пока). ј вот как уроки чтобы интересно было делать, не придумаю, сидит, занимаетс€ чем угодно, только не уроками!!!!

”гу, через пару таких заставл€лок она возненавидит и русский €зык, и школу и теб€ впридачу… «амечательна€ перспектива! “еперь ты понимаешь, что ¬ера ну ни в чем не виновата. ј то, что все уроки неохота делать - так учитель-то один! » все предметы так ведет, что об них и вспоминать-то не хочетс€. Ќо учитьс€ надо, так что придетс€ тебе брать инициативу по мотивировке в свои железные руки.

¬ариант приказа и шантажа может сработать один-два раза. ѕотом обернетс€ ну совсем нежелательными проблемами. ј надо сделать так, чтобы ¬ера т€нула теб€ за руку: "ћам, ну пошли делать уроки!" ¬ ее возрасте с ее уровнем усвоени€ информации этого более чем хватит. ќстаетс€ только придумать - как конкретно это сделать. »бо лучший экспромт - это хорошо подготовленный экспромт. — твоей стороны предложени€ есть?  ак это все обыграть, на что она клюнет?

— компьютером можно чего-то подумать

Ќапример? я просто про него вообще не думала...

„асть устных можно заменить на то, чтобы некоторые вопросы смотреть в интернете в более развернутом виде. ј вот что с письменными делать - ума не приложу, тем более у нас пары пошли по русскому...

—вета!!! я тебе вообще про комп предлагаю забыть – оставь девочке детство! Ќадо придумать игру, чтобы ей самой захотелось что-то искать и учить. ƒопустим, по русскому ты можешь с ней соревноватьс€ - кто меньше ошибок в диктанте сделает (и делай больше! „тобы она тебе объ€сн€ла - где ошибка, почему и как надо правильно, а ты с первого раза не понимай! » со второго тоже, пока не поймешь, что ¬ера это хорошо усвоила). ѕомнишь, € ошибки на доске делала, а по литературе говорила, что книжку нужную прочитать не успела и ничего не понимаю? Ќу? ¬ере вообще нельз€ делать уроки без теб€ р€дом. ј просто сидеть с ремнем в руках – тоже не шикарно. ƒавай думать - как конкретно обыгрывать. “олько € теб€ прошу - от компа уходи.

≈сли у нее нет мотивировки похвастатьс€ новыми знани€ми перед учителем - она должна хвастатьс€ перед тобой, и чтоб еще захотелось.

ѕон€тно, а когда же она сама одна будет все учить самосто€тельно? я имею в виду - сколько мне с ней сидеть р€дышком?

≈й неинтересно учить самосто€тельно. » никому из детей, поверь мне, - тоже. ≈й очень важно похвастатьс€ —–ј«”, в процессе готовки, что получаетс€! ≈й, как зрителю на спектакле - сразу прокомментировать хочетс€, а не с кем. ј если ей станет важно посто€нно с тобой консультироватьс€ - до институтского диплома сидеть будешь, как миленька€, ибо главный мотиватор дл€ нее будешь ты. ¬ принципе, лучшего придумать трудно, потому что учител€ и предметы вс€кого уровн€ бывают, но только заинтересованный слушатель может из этой каши информации сделать конфетку. ѕрикроешьс€ домашними делами - никакого контакта не получишь. ј так р€дом с тобой она пойдет набирать знани€ автономно, использую школьное обучение просто как справочник. » ты гарантирована в любой момент, что сбо€ не будет, потому что она замкнута на теб€, а не на характер и квалификацию учител€. ј если учитель попадетс€ хороший – так это будет мощный ƒќѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќџ…, а не основной стимул.

“ворчески надо подойти, а не с компом. ¬оображение, ассоциацию развивать, ставить перед выбором, учить самосто€тельно принимать решени€ и отвечать за них, даже в выборе буквы. ј комп из детей сейчас роботиков делает - без калькул€тора уже и во 2 классе работать не могут.

ѕон€тно, а €-то на самотек все пустила, вижу, у нее вроде получаетс€...  огда же € работать буду все-таки????

ѕри правильной «организации производства» все уроки занимают максимум час. ћожно дробью по предметам, даже на кухне, пока готовишь. ≈й важно все врем€ вслух переговариватьс€ с тобой и отвечать на твои "каверзные" (хорошо продуманные) вопросы. ќна должна хвастатьс€ знани€ми!

ќдно € пон€ла - педагог из мен€ тот еще!

ј тебе педагогом быть не надо. ¬полне достаточно быть заинтересованной мамой.

”гу, она же всегда ко мне подходит и задание читает вслух, а € ей говорю – иди, делай, потом вместе разберем как и чего все за раз! » еще удивл€юсь, чего она мен€ "дергает" посто€нно, думаю - сидеть нормально не хочет, вот и гон€ет ко мне из комнаты в комнату.

ѕравильно она делает. ƒа все равно, где вы готовите уроки, можно даже в ванной! √лавное - говорить и писать! ≈й. ќна должна вслух проговаривать свои эмоции, ну и за компанию, вроде как между делом – знани€ (это – главное, чтобы знани€ сами собой понимались). » писать, потому что сама знаешь - только через руку в мозг информаци€ входит всерьез и надолго. ¬ы в школе правила сами выводили из разрозненных примеров, а потом их же в тетрадку писали без учебников. Ќеважно, какими словами формула запоминаетс€, главное - суть!

ј еще лучше, если закон - сам вывел. Ёто € —јћ додумалс€!!! (то, что мама две недели задавала навод€щие вопросы, к событию, натурально, никакого отношени€ не имеет).

ћожешь превратитьс€ в ее ученицу. ѕричем, как можно бестолковее. “оже отлично. ѕотому как сработает правило: хочешь чему-нибудь научитьс€ - начинай этому учить других.

 огда будешь с ней заниматьс€ литературой - пусть читает стих или текст не как текст, а как бы его прочел, допустим, рваный тапочек из-под коврика или зайчик за пеньком в ожидании лисы или... стих запомнитс€ сам собой, потому что внимание будет акцентировано Ќј Ёћќ÷»я’, что первозначно дл€ запоминани€ текста. » понимани€ - тоже. ћного чего придумать можно! √ораздо труднее остановитьс€, когда процесс пойдет.

”се пон€тно, шеф…


***

ѕоиск способов мотивировани€ – зан€тие творческое и небыстрое. ћотиваци€ – величина очень зависима€ от огромного количества случайностей. ”важаемые родители! »щите, придумывайте, творите! » неважно, где учитс€ ваш ребенок – в 1 классе, в 6-ом или в 11-ом. ј если вам не удаетс€ найти или не получаетс€ реализовать алгоритм действий – специалисты нашего центра «ћаленький принц» придут на помощь. ћы будем р€дом с вами до тех пор, пока проблема не только не исчезнет, но и будет достигнут стабильный положительный результат. ј если вас есть конкретный опыт – поделитесь в комментари€х результатом! ¬друг именно ваш рецепт кому-нибудь поможет.

 лючевые слова:
- развитие ребенка
- успехи в школе
- успеваемость
- мотиваци€ школьников

‘ото с сайта: http://images.yandex.ru/

ќценить статью

—татьи на эту тему
  • ¬олшебна€ сила песка: зачем нужна песочна€ терапи€
    ¬ жизни ребенка порой возникают ситуации, на которые даже самые люб€щие родители повли€ть не могут. ‘изические травмы, конфликты, неблагопри€тное окружение или особенности развити€ Ц всЄ это оставл€ет серьезный отпечаток на ранимой детской психике.
  • “етрациклиновый р€д антибиотиков и их классификаци€
  • ѕокупка лекарств онлайн
    ќдной из важных потребностей человека €вл€ютс€ лекарства. Ћюбой организм, даже самый сильный, может заболеть, поэтому в доме всегда должны находитьс€ действенные медицинские препараты
  • ѕочему € не лечу своих детей
     огда мои знакомые мамочки узнают о том, что € вообще не разбираюсь в лекарствах и таблетках и не покупаю их дл€ своих детей, на мен€ многозначительно смотр€т и крут€т пальцем у виска. » € не знаю, как им объ€снить, что мои дети не болеютЕ
  • „то на самом деле происходит с ребенком в утробе, если его мама Екурит?
    ¬ современном мире женщины почти во всем уравн€лись с мужчинами. ∆енщины могут работать на любой т€желой работе, заниматьс€ т€желой атлетикой, пить крепкие спиртные напитки наравне с мужчинами и естественно курить. ¬ –оссии кур€щими €вл€ютс€ сейчас огромное количество молодых женщин, кажда€ треть€...
7
0
ƒобавл€ть комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

ѕерейти в рубрику «доровье. —татьи

ѕќѕ”Ћя–Ќџ≈ —“ј“№»

„то определ€ет эффективность лазерной эпил€ции в —анкт-ѕетербурге?
Ћазерна€ эпил€ци€ произвела революцию в индустрии красоты, предложив долгосрочное решение проблемы нежелательных волос с минимальным дискомфортом. ќднако эффективность может варьироватьс€ в зависимости от нескольких факторов, начина€ от типа кожи и заканчива€ опытом специалиста. —егодн€ Ћазерна€ эпил€ци€ в —ѕб доступна каждому. ÷вет кожи и волос Ќа эффективность большое вли€ние оказывает кон ...
Ўкатулки дл€ ювелирных украшений: идеальное решение дл€ хранени€ и защиты
’ранение ювелирных украшений требует особого подхода, чтобы издели€ долгое врем€ сохран€ли свой внешний вид и не тер€ли свои качества. Ўкатулки дл€ украшений не только помогают организовать хранение, но и служат изысканным элементом интерьера. ќни представлены в разнообразии стилей и материалов, что позвол€ет каждому найти подход€щий вариант под свои потребности и вкусы. ¬иды шкатулок дл€ украш ...
—портивные площадки воркаут (workout)
«ан€ти€ спортом станов€тс€ своеобразным трендом современной жизни. «доровый образ жизни активно поддерживаетс€ молодежью. ќднако не каждый может позволить себе ходить в фитнес-залы. —портивные площадки воркаут https://www.k-gorod.ru/catalog/sport/workout дают возможность тренироватьс€ р€дом с домом и при этом абсолютно бесплатно. –азнообразие снар€жени€ позвол€ет выполн€ть упражнени€ различной ...

—“ј“№» - ћјћј » ћјЋџЎ

ќ–√јЌ»«ј÷»»