ак подготовить ребенка к школе? „асть I

јнна –удова
психолог, дефектолог, директор центра развивающих инновационных методик в области образовани€ и культуры и детской студии инновационного развити€ Ђјрлекинї.

 ак подготовить ребенка к школе?Ќет родителей, которые не испытывали бы чувство тревоги перед поступлением ребЄнка в школу. Ёто не только новый жизненный этап в жизни ребЄнка, его переход на новую ступеньку развити€, но и проверка обществом на истинность и прочность семейных правил, ценностей. –одители волнуютс€- всЄ ли они дают ребЄнку, будет ли ребЄнок готов к школе, и как сделать подготовку максимально эффективной?
Ѕольшинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Ёто позвол€ет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных зан€тий.

¬ структуре готовности к школе прин€то выдел€ть следующие компоненты:

1. ‘изическа€ готовность.
2. »нтеллектуальна€ готовность ребенка к школе.
3. —оциально-психологическа€ готовность к школьному обучению.
4. Ёмоционально-волева€ готовность.

—ледовательно, когда мы готовим ребЄнка к школе, мало научить его читать или считать, умени€ должны быть гораздо шире. –азберЄмс€ поэтапно, как подготовить ребЄнка, чтобы каждый из этих компонентов готовности был состо€тельным.

‘изическа€ готовность.
ѕод физической готовностью подразумеваетс€ общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развити€ мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. ¬ажны состо€ние зрени€, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). —осто€ние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. ‘изическа€ готовность важна, так как ребЄнок в школе сталкиваетс€ с

ѕосмотрите внимательно медицинскую карту вашего ребЄнка. „асто бывает, что родители даже не в курсе, что у ребЄнка уже много лет как поставлен диагноз о хроническом тонзиллите или гастрите. ћежду тем, эти заболевани€ не только могут обостритьс€ в школе, но и привести к тому, что ребЄнок не сможет заниматьс€ вместе со всем классом физкультурой или посещать бассейн.

ѕостарайтесь укрепить организм ребЄнка ƒќ школы. Ќапример, нормализуйте режим дошколЄнка заранее. ќпределите оптимальное число сна, которое необходимо вашему ребЄнку, чтобы он вставал без скандала и добавьте ещЄ час. “еперь вы представл€ете, во сколько надо укладывать спать ребЄнка. ≈сли ребЄнок всЄ ещЄ спит днЄм, не отучайте. ƒл€ первоклассника это замечательный способ быстро поправить свои силы, но сдвиньте дневной сон на то врем€, когда вы реально сможете попадать домой после школы. ѕо€сню: если ребЄнок привык, что дневной сон начинаетс€ в начале первого, а уроки в школе будут продолжатьс€ до 13.20, то на последнем уроке ребЄнок, в силу привычки, будет сонный и не усвоит материал. ”чтите, что дл€ полноценного сна ребЄнок должен днЄм проспать полтора часа. “олько тогда фаза быстрого сна успеет перейти в глубокую (тогда, когда как раз мозг отдыхает) и самосто€тельно пробудитьс€. ≈сли же вы планируете оставл€ть ребЄнка на продлЄнку, то от дневного сна лучше отучить, так как единицы школ имеют услови€ дл€ такого отдыха.
“ак как нагрузки в первом классе возрастут, нормализуйте питание ребЄнка. ќткажитесь, если это дл€ вас возможно, от вегетарианства. —ейчас ребЄнку нужно окрепнуть и стать как можно выносливее. ≈сли по состо€нию здоровь€ ребЄнку рекомендованы специальные формы обучени€, наведите справки о всевозможных вариантах, и только тогда принимайте решение. ≈щЄ до поступлени€ в школу ребЄнок должен привыкнуть к школьному режиму.
≈сли летом у вас в семье прин€то гул€ть допоздна, то с этой привычкой придЄтс€ расстатьс€ за два-три недели до школы, чтобы стабилизировать режим ребЄнка.
≈щЄ до школы ребЄнка надо приучить выполн€ть задани€ не на полу или лЄжа на кровати, а сид€ за столом. ƒл€ этого не только нужно правильно оборудованное Ђрабочееї место, но и умение сохран€ть длительно (не менее 30 минут) хорошую осанку. ѕроводите тренировки, например, когда читаете книгу, пусть ребЄнок сидит на стуле, пусть смотрит телевизор тоже сид€, периодически играйте в настольные игры за столом и т.п.

»нтеллектуальна€ готовность ребенка к школе.
ƒанный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развити€ познавательных процессов. —юда включаетс€ багаж знаний, соответствующий возрасту и набор специфических навыков, нужных дл€ обучени€ в школе. –ебЄнок должен знать: свои им€, отчество и фамилию и эти же данные родителей, профессии родителей. ƒл€ ребЄнка 6-7 лет говорить Ђмой папа-ƒима, он работает на работеї считаетс€ инфантильным. ≈сли професси€ мамы или дедушки сложна дл€ объ€снени€, купите в книжных магазинах специальные пособи€ Ђсовременные профессииї. ” мен€, например, есть книжка, где в простой стихотворной форме объ€снено, кто такой дизайнер, стилист, офис-менеджер, фермер и т.д. ≈сли професси€ мамы такова, что даже взрослым сложно объ€снить, что это такое, то замените дл€ ребЄнка название профессии на что-то более пон€тное и близкое по смыслу. ќб€зательно сводите ребЄнка на свою работу, покажите, где ваше рабочее место, как вы трудитесь. —вой возраст, дату рождени€, домашний адрес и номер телефона. ¬ам кажетс€ смешным? ј вот по статистике около 30% первоклассников назвать свой адрес не в состо€нииЕ

- Ќазвание города, страны, столицы страны, названи€ времЄн года, мес€цев, дней недели. ќб€зательно знание примет каждого времени года.

”чтите, что сезоны или мес€ца, дни недели ребЄнок должен уметь назвать с любого. “о есть, продолжить называть мес€цы с марта по март или дни недели не с понедельника, а с четверга по четверг. Ќаучите ребЄнка называть и так: какой мес€ц после марта? ј перед €нварЄм? ≈сли ребЄнку трудно даЄтс€ запоминаете примет времЄн года, выучите с ребЄнком наизусть простые стихи о каждом из сезонов.

- Ќазвани€ основных домашних и диких животных родного кра€, их детЄнышей, названи€ их жиль€ (нора, дупло и т.д.), чем питаютс€. ј вы сами-то знаете, как называетс€ ребЄнок кабана? ј вот и не кабанчик, а поросЄнок кабана. ј как называетс€ ребЄнок песца? ’орька?  уницы? Ћеопарда? «ебры? Ќе знаете? “огда посмотрите в словаре, но не вводите в речь ребЄнка нелепые слова вроде ЂкунЄнокї или ЂзебрЄнокї. — местом жительства нужно тоже немного позаниматьс€. ¬оспитанные на сказках, дети зачастую абсолютно серьЄзно считают, что у зверей в лесу свои домики-теремки. Ќазвани€ зимующих и перелЄтных птиц, овощей, €год и фруктов, средств транспорта, профессий, бытовой техники, посуды, мебели.

- Ќазвани€ предметов одежды и обуви, головных уборов. ≈сли ребЄнок никак не может пон€ть разницу между овощами и фруктами, это означает, что он ненаблюдателен. ѕриготовьте ¬ћ≈—“≈ суп и салат. „то в супе и салат Ц овощи. ј потом компот или торт с фруктами. “ут Ц фрукты.  онечно же, ребЄнок должен знать цвета, различать предметы по размеру, уметь сравнивать по толщине, длине, форме, весу, качеству, материалу.

- Ќаучите ребЄнка сравнивать два предмета и находить их сходства и различи€. Ќапример, что общего и что разного между кошкой и собакой?  ошка и лошадь - оба домашние животные, оба живые, у обоих есть шерсть. –азница Ц у лошади копыта, у кошки когти, у лошади грива, у кошки- нет.  ошка видит в темноте, лошадь нет. Ћошадь есть траву, кошка- м€со. Ћошадь больша€, а кошкаЕ задавайте Ђпровокационныеї вопросы дл€ развити€ сообразительности: чем отличаетс€ столб от дерева? ¬орона от лебед€? «анима€сь в рамках игры на наблюдательность и логику Ђчто лишнееї, не давайте только простые р€ды вроде лошадь, кошка, стул, собака. –азвивайте интеллект. ÷ыплЄнок, одуванчик, василЄк Ц что лишнее? ћожно убрать василЄк- он же синий! ћожно убрать цыплЄнка Ц это же не растение! “ренироватьс€ убрать лишнее или рассказать, что общее и в чЄм различи€ необходимо не только по картинкам-подсказкам, но и на слух.

–ебЄнок должен:
”меть различать плоскостные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал), объЄмные фигуры (шар, куб)
”меть свободно ориентироватьс€ в пространстве и на листе бумаги (права€-лева€ сторона, верх-низ и т.д. ѕутать пон€ти€ на и над, по и под, из-под и из-за нельз€! Ј
»меть графические навыки. “о есть, рука к школе должна Ђсто€тьї. –ебЄнок должен уметь пользоватьс€ карандашами, ручкой, фломастерами, кисточкой, вырезать простые фигуры ножницами. ”мение писать прописные буквы, в принципе, не €вл€етс€ строго об€зательным, но если вы загл€нете в прописи 1 класса, то увидите странную картину. ¬о-первых, печатные буквы теперь в школе вообще не пишут. ј на привитие навыков безотрывного письма письменными буквами отводитс€ только 3-4 мес€ца. „тобы легко схватить написание слов, лучше, если ребЄнок лет с двух много лепил, рисовал красками и карандашами, вырезал из бумаги и клеил аппликации, увлекалс€ паззлами и мозаикой. ”же с 4 лет рекомендуетс€ учитьс€ рисовать картинки-обводилки по точкам и пунктирным лини€м, а хот€ бы за полгода до школы приучилс€ писать в строчках и клеточках крючочки и фигурки.  упите любые прописи дл€ дошкольников, например, ”зоровой и ЌефЄдовой. ѕричЄм прописи и графические задани€ должны быть 5 разных типов.

1. задани€-обводилки по пунктирным лини€м,
2. задани€ Ц штриховки (заштрихуй внутри контура).
3. дорисовки и дополн€лки (нарисуй вторую половинку предмета, перерисуй по клеточкам точно также картинку, дорисуй вторую неполную картинку, име€ образец дорисованной картинки.
4. графические диктанты.
5. рисование фигурок, цифр и элементов букв по клеточкам и строчкам.

ћой опыт подсказывает, что если ребЄнок не любит рисовать и, прид€ на курс подготовки к школе, с трудом держит ручку, то помочь укрепить мелкую моторику смогут только ежедневные тренировки. ¬ таком случае ежедневно в течение года до поступлени€ в школу нужно писать не менее 5 строчек заданий. «аодно така€ ежедневна€ тренировка приучает ребЄнка к быстрому выполнению заданий, и домашние работы будут выполн€тьс€ на пор€док быстрее.

ѕродолжение следует. „итайте скоро " ак подготовить ребенка к школе? „асть II"

 лючевые слова:
- документы
- подготовка к школе
- первый класс
- 1 сент€бр€
- день знаний
- успеваемость
- мотиваци€ школьников

ќбсуждение в форуме "ћама и малыш. —аратов"

 ак подготовить ребенка к школе? „асть I

  • Ќет родителей, которые не испытывали бы чувство тревоги перед поступлением ребЄнка в школу. Ёто не только новый жизненный этап в жизни ребЄнка, его переход на новую ступеньку развити€, но и проверка о
    07.06.2010 10:07 – mama.sarbc
  • ќценить статью

    —татьи на эту тему
    • 5 детских книг о лете
      јнна –емез "¬олны ход€т по четыре" Ёта повесть в виде коротких зарисовок рассказывает нам об отдыхе одной семьи в  рыму. ћама, папа и маленька€ девочка зан€ты делами, знакомыми курортникам, Ч купаютс€, загорают, воз€тс€ в песке, покупают кукурузу. Ќо во всех этих событи€х, описанных от лица девочки, столько жизни и детской непосредственности! ѕовесть написана простым, бесхитростным €зыком, мы видим детскую радость от простых вещей Ч катани€ на качел€х, подход€щих дл€ купани€ волнах, а еще удивительное объедин€ющее слово Ђсемь€неї, которое придумал папа.” нас, читателей этой книги, есть возможность окунутьс€ в детство вместе с ребенком, увидеть мир детским незамыленным взгл€дом...
    • 8 типов интеллекта √. √арднера
      «наменитый американский психолог и специалист в области клинической психологии √овард √арднер (известный автор пон€ти€ Ђмножественный интеллектї) пришел к выводу, что человеческий интеллект можно разделить условно на 8 типов
    • ќригинальные идеи дизайна детских комнат
       огда дело касаетс€ оформлени€ детской комнаты-фантазии есть где разгул€тьс€! ћножество разнообразных вариантов дизайна вы можете найти в интернете или выдумать самосто€тельно. ћы подобрали дл€ вас несколько классических вариантов оформлени€ в супергеройском стиле, дл€ будущих космонавтов, капитанов и конечно дл€ маленьких принцесс.
    • ѕоучительные фильмы дл€ мальчиков с характером
      ¬споминаем, какие фильмы смотрели наши реб€та - „еловек паук, ∆елезный человек, √ари ѕоттер, „ерепашки ниндз€, ѕерси ƒжексонЕ„то объедин€ет их все? ѕравильно, это пустота. ѕон€тно, что страна, котора€ не имеет героев, достойных подражани€ - выдумывает их дл€ своих детей. Ќо ведь нашим то дет€м есть, кому и чему подражать! ѕоступкам наших великих героев-защитников, космонавтам, спортсменам, да и просто достойным люд€м, которые сумели справитьс€ с самым трудным врагом - самим собой. „ем мы сами наполн€ем своих детей - то потом из них и выплескиваетс€. ƒавайте предложим им замечательные фильмы со смыслом. ‘ильмы о трудност€х жизни, доброте, совести, дружбе и стойкости...
    • 5 новогодних книг, которые вы еще не читали
      — какими сказками у нас ассоциируютс€ обычно новогодние праздники? —нежна€ королева,ўелкунчик,12 мес€цев. Ѕесспорно, это великолепные сказки,но это уже всем известна€ классика. ’очетс€ чего то новенького! ѕредставл€ем вам п€ть новых книг,которые об€зательно понрав€тс€ вам и вашим дет€м!
    4
    0
    ƒобавл€ть комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    ѕожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

    ѕерейти в рубрику –ебенок от 7 до 12 лет. —татьи

    ѕќѕ”Ћя–Ќџ≈ —“ј“№»

    Ўкатулки дл€ ювелирных украшений: идеальное решение дл€ хранени€ и защиты
    ’ранение ювелирных украшений требует особого подхода, чтобы издели€ долгое врем€ сохран€ли свой внешний вид и не тер€ли свои качества. Ўкатулки дл€ украшений не только помогают организовать хранение, но и служат изысканным элементом интерьера. ќни представлены в разнообразии стилей и материалов, что позвол€ет каждому найти подход€щий вариант под свои потребности и вкусы. ¬иды шкатулок дл€ украш ...
    „то определ€ет эффективность лазерной эпил€ции в —анкт-ѕетербурге?
    Ћазерна€ эпил€ци€ произвела революцию в индустрии красоты, предложив долгосрочное решение проблемы нежелательных волос с минимальным дискомфортом. ќднако эффективность может варьироватьс€ в зависимости от нескольких факторов, начина€ от типа кожи и заканчива€ опытом специалиста. —егодн€ Ћазерна€ эпил€ци€ в —ѕб доступна каждому. ÷вет кожи и волос Ќа эффективность большое вли€ние оказывает кон ...
    —портивные площадки воркаут (workout)
    «ан€ти€ спортом станов€тс€ своеобразным трендом современной жизни. «доровый образ жизни активно поддерживаетс€ молодежью. ќднако не каждый может позволить себе ходить в фитнес-залы. —портивные площадки воркаут https://www.k-gorod.ru/catalog/sport/workout дают возможность тренироватьс€ р€дом с домом и при этом абсолютно бесплатно. –азнообразие снар€жени€ позвол€ет выполн€ть упражнени€ различной ...

    —“ј“№» - ћјћј » ћјЋџЎ

    ќ–√јЌ»«ј÷»»